Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»



К 100-летию Пушкинского Заповедника
«ДЕРЕВЬЯ-ПАТРИАРХИ ПУШКИНСКОГО ЗАПОВЕДНИКА. ИСТОРИЯ И СУДЬБА»
Виртуальная выставка, посвященная мемориальным деревьям, на основе архивных материалов



ТРИГОРСКОЕ

В пушкинское время в тригорском парке росла удивительная ель: ее плотная крона, свисая почти до земли, образовывала шатер. В годы войны дерево очень пострадало и долго болело. 14 мая 1965 г. было произведено обследование состояния этого векового дерева в парке Тригорского и установлено, что его состояние ухудшилось по сравнению с тем, что было отмечено предыдущими обследованиями (май 1963 г., апрель1964 г., октябрь 1964 г.).
16–20 мая 1965 года было осуществлено удаление «Ели-шатра». «Пень трактором был также вывезен за пределы парка. Котлован засыпан и подготовлен к посадке молодой ели». 26 мая 1965 года в тригорском парке на месте погибшей «Ели-шатра» была посажена молодая елочка, возрастом около 10 лет, взятая с поляны около «Острова уединения» в с. Михайловском.




Это прекрасное дерево, некогда посаженное на кургане, является старейшим и, пожалуй, главным деревом тригорского парка. Под его корнями в годы Великой Отечественной войны немцы устроили блиндаж. По окончании войны, во время восстановления парка, блиндаж был ликвидирован, а огромный котлован засыпан плодородной землей и навозом, обрезаны сухие ветви кроны, осуществлен обильный полив. Регулярные мероприятия по уходу (полив, зольная подкормка, подкормка коровяком, обрезка сухих веток, закрытие срезов жестью) способствуют тому, что мы до сих пор можем любоваться этим лесным красавцем. Возраст дерева 250 лет.
И будто к этому могучему дереву обращены строки А. С. Пушкина в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»:
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов…

В 2017 году «Дубу уединенному» присвоен статус «Дерево – памятник живой природы».




Во фруктовом саду, у дороги, ведущей к господскому дому, растет вековой дуб, вокруг ствола которого, согласно традициям паркового строительства того времени, устроена беседка. Дереву этому 240 лет. В 1997, 2010, 2012 годах произведены работы по оздоровлению и сохранению дуба: обрезка сухих ветвей, лечение дупел, трещин, уборка плодовых тел трутовика. К сожалению, несмотря на наблюдение и надлежащий уход, на сегодняшний день состояние этого дерева настолько плачевно, что никакие меры и современные технологии не в силах ему помочь, и оно спокойно доживает свой век.




Один из самых романтических уголков тригорского парка – скамья на обрыве над Соротью, стоящая среди старых лип, под старым дубом. Это место, традиционно связываемое со сценой объяснения Евгения Онегина с Татьяной Лариной, с легкой руки обитателей Тригорского стало называться «Скамья Онегина». Трудно даже представить его без живописного дуба, нависшего над скамьей.
Ствол 216-летнего дерева не всегда был таким изогнутым, причудливую форму он приобрел со временем. Чтобы под тяжестью густой кроны и собственного ствола дерево не сломалось, в 1970-х годах была установлена подпорка, для которой использовался кусок рельсы. В 1990-е годы рельса задекорирована тонкими стволами лещины. Окружают скамью старые липы в возрасте от 120 до 200 лет.
В этом «онегинском» уголке парка в памяти всплывают стихи юного поэта, обращенные к Тригорскому:
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.




Удивительная парковая затея, отличающаяся своей оригинальностью и сложностью устройства. Циферблат солнечных часов находится на относительном возвышении и отграничен от зеленого массива пешеходной дорожкой. По внешней линии круга были высажены часовые дубы. В историко-астрономическом исследовании О. В. Бобровниковой и Л. Е. Майстрова «Солнечные часы Тригорского парка» 1976 г. находим: «Сохранилось только семь старых дубов в возрасте около 200 лет; остальные погибли во время сильных морозов зимой 1939–1940 годов». В наше время сохранилось всего лишь одно дерево – дуб черешчатый в возрасте 235 лет, единственный из первой обсадки.




Сохранились в нескольких местах тригорского парка: парадная дорога, подчеркнутая рядом дубов, декоративная окантовка западной границы парка, аллея-просека, имеющая однорядную дубовую обсадку. Сохранившиеся из первых обсадок дубы имеют возраст 235 лет.




Здесь в теплое время года нередко устраивались увеселения, участником которых бывал и А. С. Пушкин. «Стены» зала образованы стволами почтенных лип: старше 200 лет – 16 деревьев, 150-200 лет – 17 деревьев, до 150 лет – 7 деревьев.











Дата создания: 02.04.2022 10:00
Дата обновления: 02.04.2022 10:00

Мы используем cookie!
Подробнее