Предыстория музейного собрания была начата в 1899 году, когда отдельные предметы выставлялись в избе-читальне при Святогорском монастыре. Это были случайные вещи, подаренные первыми посетителями «Пушкинского уголка», не составлявшие коллекций.
Комплектовать коллекции музея на научной основе стали при подготовке к 100-летнему юбилею со дня смерти А. С. Пушкина и открытию музея в 1937 году. Создалась значительная коллекция предметов прикладного искусства, живописи, графики, книг, документов. Основу довоенного собрания составляли вещи из Михайловского, Тригорского, Петровского, Малинников, в том числе и мемориальные, принадлежащие Пушкину и его друзьям.
К сожалению, почти все погибло в годы оккупации. В 1943 году немцы эвакуировали музейное имущество из Михайловского. Сохранилась инвентарная опись, сделанная в феврале 1943 года управляющим музеем, с перечислением того, что было отправлено в Германию.
1945-1946 годы. В Пушкинском Заповеднике ведутся работы по восстановлению разрушенных во время фашистской оккупации домика няни и дома-музея А. С. Пушкина в Михайловском, Успенского собора в Святогорском монастыре. И в это же время начинается активная работа по комплектованию музейных фондов.
Работы по комплектованию велись по разным направлениям. Основой музейных фондов стали предметы, переданные Институтом русской литературы Академии Наук СССР. Среди них были вещи из музея в Михайловском, вывезенные фашистами. Они были обнаружены в Латвии в 14 ящиках и из Москвы переданы в Ленинград в Институт Литературы Академии наук СССР. Актом от 1 февраля 1946 года Институт Литературы передает вещи Пушкинскому Заповеднику.
Среди возвращенных в музей вещей бювар П. А. Осиповой с надписью «Вот что осталось от щастливого времени моей жизни», самовар медный и живописная работа неизвестного художника голландской школы 18 века из Тригорского, секретер из Малинников, два парных канделябра стиля ампир, два парных подсвечника, часы стиля ампир, подставка для чернильного прибора, канделябр золоченой бронзы, глиняная фляго 17 века, портрет Пушкина-лицеиста работы Гейтмана, «Пушкин в гробу» автолитография Ф. Бруни, портреты Алекскандра I, Ганнибалов и Пушкиных, Жуковского, Вяземского, Языкова, Одоевского, Веневитинова, Арендта, Булгарина, Бестужева, гравюры С. Галактионова, литографии из альбома «Виды Пскова и его окрестностей» художника Александрова и книги со штампом «Государственный Пушкинский уголок», живописные работы Б. Щербакова.
В те годы плодотворной была работа с местными жителями. Осуществлялись заказы со стороны заповедника художникам по зарисовкам состояния музейных объектов после освобождения, на изготовление специальных планов военно-оборонительных сооружений немцев в период оккупации, копии графических и живописных работ, имеющих экспозиционную ценность, фотографам - на изготовление фотоснимков с изображением восстановительных работ в заповеднике. Закупаются предметы в антикварных магазинах, у коллекционеров. Участие в комплектовании фонда принимают и государственные структуры.
В последующие десятилетия комплектование фонда осуществлялось по тематическому принципу и подчинялось главной задаче - экспозиционной. Главной в формировании фонда была тема «Михайловское в судьбе А. С. Пушкина». Такой подход был вполне оправдан, так как на протяжении начиная с 40-х годов по 90-е в Пушкинском Заповеднике велись восстановительные работы, а в конце 90-х начале 2000-х гг. работы по реконструкции музейных комплексов Михайловского, Тригорского, Петровского, Бугровской мельницы и наполнении их экспозиционным материалом. На восстановительном этапе и этапе реконструкции этот принцип свою задачу выполнил: музейные экспозиции обеспечены первоклассными вещами, имеющими экспозиционное и коллекционное значение.
В последние десятилетия наряду с экспозиционными решаются и собирательско-коллекционные задачи комплектования. В настоящее время музейный фонд Пушкинского Заповедника насчитывает около 48 тысяч предметов. Из них предметов основного фонда около 36 тысяч, научно-вспомогательного фонда - 12 тысяч.
ФОНД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
В настоящее время фонд декоративно-прикладного искусства насчитывает около пяти тысяч единиц хранения основного фонда и более полутора тысяч научно-вспомогательного фонда. Предметы декоративно–прикладного искусства привозились сотрудниками Пушкинского Заповедника из экспедиционных поездок по Псковской области, приобретались у коллекционеров, потомков людей так или иначе связанных с А. С. Пушкиным, в антикварных магазинах. Многие предметы передавались в дар музею частными лицами, крупными музеями. Комплектование фонда Пушкинского Заповедника, в том числе и фонда декоративно – прикладного искусства, в последние годы ведется регулярно и планомерно. Исторически так сложилось в Пушкинском Заповеднике, что распределение по коллекциям предметов декоративно-прикладного искусства велось без строгой классификации по материалам.
Основной фонд декоративно-прикладного искусства поделен на одиннадцать коллекций:
1. Мебель. В коллекцию включены предметы мебели крестьянского и дворянского быта (вторая половина ХVII – первая треть ХХ вв.)
2. Осветительные приборы. В коллекцию входят все предметы крестьянского и дворянского быта, применяемые для освещения (конец ХVIII – начало ХХ вв.)
3. Часы и приборы. К коллекции относятся все часы и имеющиеся в фонде декоративно – прикладного искусства различные приборы (последняя треть ХVIII в. – 2005 г.)
4. Ткани, костюм, вышивка. В коллекцию включены все тканые, вышитые изделия и коллекция бисера (конец ХVII – первая половина ХХ вв.)
5. Фарфор, стекло, фаянс. Коллекцию составляет посуда из соответствующих материалов (вторая половина ХVIII – первая половина ХХ вв.)
6. Быт и этнография. К этой коллекции относятся преимущественно предметы крестьянского быта (ХVIII – начало ХХ вв.)
7. Современное декоративно – прикладное искусство. Коллекцию составляют предметы современного декоративно – прикладного искусства, преимущественно на пушкинскую тематику (1971 – 2006 гг.)
8. Сувениры. В коллекцию включены различные сувениры, преимущественно на пушкинскую тематику (1899 – 2000-е гг.)
9. Убранство. Коллекцию составляют мелкие предметы дворянского быта (последняя треть ХVIII – первая треть ХХ вв.)
10. Скульптура. В коллекцию входят скульптурные изображения из различных материалов (первая четверть ХIХ в. - 2000-е гг.)
11. Прочее. В коллекцию включены предметы, не вошедшие в предыдущие 10 коллекций. (ХV – вторая половина ХХ вв.)
Предметы ДПИ представлены в экспозициях Михайловского, Тригорского, Петровского и в открытом фондохранении в научно–культурном центре на выставке «Изгнанья темный уголок». Наибольшую ценность представляют мемориальные предметы, в разное время приобретенные у потомков А. С. Пушкина, потомков его тригорских друзей Вульфов, Ганнибалов и ставших основой музейных экспозиций.
ФОНД ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ, НУМИЗМАТИКИ, ОРУЖИЯ И ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГМЕТАЛЛОВ
Древнерусская живопись
Собрание иконописи Пушкинского Заповедника представлено поздней русской иконой XVII - начала ХХ веков, а также медным художественным литьем XVIII-XIX столетий – иконами, складнями и крестами. Начало формирования коллекции относится к 1945 году. Первыми поступлениями стали иконы из разрушенного в период Великой Отечественной войны Успенского собора Святогорского монастыря.
Особое место в коллекции занимают реликвии, связанные с именем Пушкина, его семьей, его предками. В собрании музея находятся четыре мемориальные иконы: «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Казанская», «Троица Новозаветная» и «Воскресение Христа».
На страницах «Арапа Петра Великого» Пушкин писал: «Тихо теплилась лампада перед стеклянным кивотом, в коем блистали золотые и серебряные оклады наследственных икон». С именем его прадеда, Абрама Петровича Ганнибала, связана икона «Спас Нерукотворный». «1725 года привезен образъ изъ Италии обрамомъ петровичем ганнибалом». Известно, что поэт безуспешно искал икону «Апостолов Петра и Павла», которой, по легенде, император Петр I благословил своего крестника, вернувшегося из Франции.
История «Троицы Новозаветной» напоминает о женитьбе брата Пушкина, Льва Сергеевича. На обороте иконы – надпись: «1843 года Октября 14 дня. Дано благославенiе на бракъ сыну Льву Сергъевичу Пушкину съ дъвицей Елисаветой Александровной Загряжской, Сергъем Львовичемъ Пушкинымъ».
«Благословила Надежда Пушкина при смерти своей, внуку Марiю Пушкину», - напишет Наталья Николаевна на обороте иконы «Воскресение Христа». С праздником Воскресения связано несколько событий в семье Пушкиных: в церкви Воскресения в Суйде венчались родители поэта, к Воскресенской церкви пригорода Воронич принадлежало Михайловское, Надежда Осиповна умерла 29 марта 1836 года, во время Великой Заутрени первого дня Пасхи – праздника Воскресения Христова. В год двухсотлетия со дня рождения А. С. Пушкина икона была передана в Пушкинский Заповедник.
Нумизматика
Образ Поэта нашел свое воплощение и в пластике малых форм. В собрании Пушкинского Заповедника хранится группа памятников нумизматики XIX-XXI вв., посвященных А. С. Пушкину. Это юбилейные, памятные, настольные медали и еще более миниатюрная, но более массовая по своему назначению разновидность – жетоны. Напомним, что первая памятная медаль, выполненная медальером Петербургского монетного двора Иваном Иоакимовичем Чукмасовым, появилась лишь спустя четверть века после смерти Пушкина. Первая по времени медаль из коллекции музея относится к юбилейному 1899 г.
Торжества, связанные с празднованием пушкинских юбилеев, были отмечены появлением большого числа произведений медальерного искусства. Значительный вклад в создание иконографии поэта внесли мастера XX века: Александр Васильевич Козлов, Николай Александрович Соколов, Борис Иосифович Кушнир, Марк Григорьевич Сальман.
Помимо произведений медальерного искусства в коллекцию нумизматики включены монеты и ассигнации, хронологически совпадающие с пушкинским временем, а также монеты, найденные в разные годы на территории Пушкинского Заповедника. Дополняют собрание нагрудные значки на пушкинскую тематику, печати музея разных лет, а также предметы фалеристики.
Оружие
Коллекция оружия включает холодное и огнестрельное оружие XVIII-XIX веков, а также артиллерийские орудия.
Оружие являлось неотъемлемой частью мужского мира. И среди рисунков Пушкина – сабли, мечи, пистолеты… На страницах романа в стихах «Евгений Онегин» поэт упоминает «Лепажа стволы роковые». Комплект дуэльных пистолетов 1819 года, работы этого знаменитого парижского оружейника, хранится в собрании музея. Пушкин отзывался о Лепаже как о «славном ружейном мастере». Пистолеты этой марки считались тогда лучшим дуэльным оружием.
Во время михайловской ссылки, по воспоминаниям Алексея Николаевича Вульфа, Пушкин «упражнялся в стрельбе». Сам Вульф был страстным охотником. На страницах его «Дневника» - запись от 22 ноября 1830 года: «Вчера имел я удовольствие застрелить зайца, хотя погода была довольно холодна. Удовольствия этого рода почти единственные, какими здесь можно пользоваться». Напоминание об этом увлечении – охотничье ружье с принадлежностью первой половины XIX века, представленное в экспозиции его кабинета в Тригорском.
ФОНД РЕДКОЙ КНИГИ
Фонд редкой книги зарождался в годы после передачи в 1899 году Михайловского в собственность Псковского отделения Государственного дворянского земельного банка. Стояла задача создать в нём культурный уголок им. А. С. Пушкина. К началу Великой Отечественной войны в библиотеке «Пушкинского уголка» насчитывалось около 10000 инвентарных единиц. В настоящее время фонд редкой книги состоит из семи коллекций. В том числе 202 книги с треугольным штампом «Пушкинского Уголка». Они были возвращены из Германии в 1945 году и представляют культурно-исторический исток книжных коллекций. Самыми ценными по значимости в книжном собрании являются прижизненные издания сочинений А. С. Пушкина.
Не меньшую ценность представляют книги близкие к мемориальным предметам и стоящие в ряду опорных музейных экспонатов. Богослужебная книга «Минея» месячная на сентябрь, изданная в Москве в 1768 году. Одна из двенадцати месячных «Миней», которые Абрам Петрович Ганнибал подарил в свою приходскую церковь Воскресенья в Суйде. В книге собственноручная полистная запись А. П. Ганнибала. Существует предположение, что А. П. Ганнибал «дал вкладу» в честь рождения 21 июня 1775 года своей внучки Надежды Осиповны Ганнибал, в замужестве Н. Н. Пушкиной. Другая книга - «Новый Завет», СП-б, 1899» с наградным бланком об окончании правнучкой А. С. Пушкина Софьей Воронцовой – Вильяминовой Московского Александровского Института в 1901 году. В бланке имеется автограф сына А. С. Пушкина А. А. Пушкина.
К культурно-историческим документам литературной жизни пушкинской эпохи принадлежат литературные сборники и альманахи первой трети XIX века, в которых печатались произведения А. С. Пушкина и сочинения писателей и поэтов пушкинского окружения. Собраны две коллекции книг, изданных в разных городах Европы в XVIII - начале XIX векa. Многие из этих книг входят в круг чтения деревенских героев произведений А. С. Пушкина, а также относятся к кругу чтения старшего поколения поэта. В собрание фонда редкой книги приобретаются книги авторов, которые были в библиотеке А. С. Пушкина, библиотеках Осиповых - Вульф в Тригорском и А. П. Ганнибала в Петровском. Кроме того, имеются отдельные экземпляры книг с экслибрисами, владельческими и дарственными надписями, в том числе из библиотек русского дворянства XIX века. В концепцию комплектования включены так же издания книг о быте пушкинской эпохи. Среди поступивших предметов - редкие вещи литературного быта русского дворянского конца XVIII – первой трети XIX века. Это уникальное явление отразилось на переписке А. С. Пушкина с тригорскими обитателями и в посвящённых им стихах. В ряду культурно-исторических памятников - книги духовного содержания: Библии, Служебники и Минеи XVIII-XIX вв. Книги из книжного собрания Пушкинского Заповедника экспонируются в музейных экспозициях, на выставках, а также востребованы исследователями.
СОБРАНИЕ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
Собрание изобразительного искусства состоит из двух коллекций: живописи и графики, оригинальной и печатной.
Комплектовался фонд изобразительного искусства на протяжении всего существования музея. Основу собрания составляют предметы живописи и графики пушкинской эпохи, коллекция портрета XVIII-XIX вв., музейный усадебный пейзаж, сложившийся в XX веке и являющийся художественной летописью истории заповедника, современная живопись и графика пушкинской тематики, коллекция иллюстраций к произведений А. С. Пушкина; сложились авторские коллекции художников, творчество которых связано с музеем и его историей.
Среди предметов изобразительного искусства пушкинской эпохи особо ценными являются мемории. Например, экспонируемый в Тригорском доме-музее «Сельский пейзаж», работы неизвестного художника XVIII века, французское подражание голландской живописи, картина из домашней живописной коллекции Осиповых-Вульф, хозяев имения, соседей поэта; пушкинская эпоха представлена графическими видами Москвы и Петербурга 30-40-х годов XIX века, портретной графикой современников поэта, литераторов, раритетами коллекции портрета являются работы неизвестного художника портрет царя Бориса Годунова конца XVII – начала XVIII века; парные семейные портреты псковских помещиков Юреневых 1792 г.
Изобразительный ряд, представляющий усадьбы Пушкинского Заповедника, начинает известная литография П. А. Александрова по рисунку И. Иванова, запечатлевшая Михайловское в год смерти А. С. Пушкина, картина В. В. Мешкова «Дом Лариных в Тригорском» 1916 года; довоенный усадебный пейзаж – это работы П. А. Шиллинговского, А. В. Каплуна, Б. В. Щербакова.
Коллекция иллюстраций отмечена именами таких известных художников как Н. Н. Ге (1831-1894), В. А. Фаворский (1886-1964), Н. В. Кузьмин (1890-1987), Т. М. Правосудович (1895-1963), И. И. Ершов (1916-1985), Ф. Д. Константинов (1910-1997), Ю. М. Игнатьев (1930-1992).
Авторские коллекции художников, жизнью и творчеством, связанных с музеем, представлены именами Б. В. Щербакова (1916-1990), П. П. Оссовского (г.р.1925), С. К. Фролова (1924-1998), В. М. Звонцова (1917-1994), В. В. Лысюка (г.р.1954), С. Н. Репина (г.р. 1948), В. Ф. Алексеева (1944-2010), К. Г. Претро (г.р.1939), П. Д. Бучкина (1886-1965), А. К. Соколова (1922-2001), Б. А. Диодорова (г.р. 1934), П. А. Шиллинговского (1881-1942), Б. М. Козмина (г.р. 1937), П. Т. Фомина (1919-1996).
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФОНД
Фонд составляет около 650 ед.хр. и состоит из следующих коллекций:
Документы древнего архива – документы к истории Михайловской губы (18-19 вв.): геометрические планы деревень, входивших в ее состав, межевые книги, брачные обыски (свидетельства о регистрации браков), письма священникам (в т.ч. знакомому А. С. Пушкина И. Е. Раевскому) о разрешении браков крестьянам, свидетельства о рождении, церковные указы и инструкции, книги брачных обысков (церковной регистрации браков) Столбушинской церкви Новоржевского погоста – 1803-1808 гг. и 1838-1846 гг. (упоминаются фамилии помещиков Карамышевых, Пещуровых, Елагиных, Львовых, Ланских, Лихаревых, Голенищевых-Кутузовых, Бороздиных, Нееловых, Жеребцовых и др.), книга брачных обысков Егорьевской церкви в пригороде Ворониче Опочецкого уезда Псковской губ. (с записью о заключении браков барона Б. А. Вревского и Е. Н. Вульф и П. Н. Беклешова и А. И. Осиповой), завещания, купчие крепости, прошения, уставные грамоты, письма помещиков Шелгуновых, Ганнибалов, Нелединских по хозяйственным вопросам, письма прадеда А. С. Пушкина А. П. Ганнибала.
Одним из самых ценных документов фонда является книга регистрации посетителей могилы А. С. Пушкина «Память Александра Сергеевича Пушкина Св. Горы Псковской Губернии» /1898 – 1926гг./ Среди подписей посетителей: сына поэта Г. А. Пушкина и его жены В. А. Пушкиной; Л. Н. Павлищева; потомков, друзей, соседей А. С. Пушкина по Михайловскому – Назимовых, Шелгуновых, Яновичей, Затеплинских; фотографа К. Буллы; художника В. Максимова; писателей И. Новикова, В. Острогорского; пушкиниста Б. Л. Модзалевского и др.
Документы 20-30-х годов: документы к организации Пушкинского заповедника в 20-е годы и канцелярские бумаги заповедника 20-30-х годов., а также воспоминания о торжественных мероприятиях в заповеднике в 1924 г. - праздновании 100-летия ссылки А. С. Пушкина в с. Михайловское и документы, имеющие отношение к юбилею 1937 года – 100-летию со дня смерти поэта.
Документы и воспоминания участников Великой Отечественной войны: записи воспоминаний и очерки об оккупации и освобождении Пушкинских мест участников освобождения и местных жителей. В этом фонде хранится рукописная опись музейного имущества, отправленного в Германию в феврале 1943 г., сделанная управляющим музея в то время К. В. Афанасьевым.
НАУЧНЫЙ АРХИВ, формировавшийся первоначально в составе документального фонда, в 1995 г. был выделен в самостоятельный архивный отдел, не находившийся в структуре фондов, а в 2005 г. был вновь включен в структуру фондов. Научный архив состоит из нескольких разделов:
Документы научно-музейной части: организационно-распорядительная документация, документация по экскурсионной и туроператорской работе, просветительной и образовательной деятельности, по информации и работе с общественными организациями, по охране памятников и историко-культурных территорий, по работе службы музейной безопасности, природно-ландшафтной службы.
Планы и чертежи: техническая документация по реставрации, реконструкции и ремонту существующих объектов.
Электронные носители: дизайн-проекты художественных альбомов, фотоальбомов, макеты книг, буклетов, путеводителей, других материалов по истории Пушкинского Заповедника.
Фонотека: звукозаписи конференций, семинаров, культурно-массовых мероприятий.
Копийные документы: копии документов, хранящихся в ГАПО, РГАДА, РГВИА, РГАВМФ, РГИА, архиве ИИМК, РГАЛИ и др. и имеющих отношение к истории Пушкинского Заповедника.
С 1999 года было решено образовывать в научном архиве, по мере поступления документации, личные фонды сотрудников Пушкинского Заповедника и деятелей литературы и искусства, имеющих отношение к заповеднику. Особый интерес представляют материалы архива известного псковского писателя и литературоведа В. Я. Курбатова - материалы к изданиям его произведений, переписка, материалы выступлений В. Я. Курбатова на Пушкинских праздниках поэзии, записные книжки разных лет с автографами П. Антокольского, С. Гейченко, В. Звонцова, М. Дудина, Б. Окуджавы, Ю. Нагибина.
ФОТОНЕГАФОНД
Фотонегафонд комплектовался с 1945 г. В фонде имеется небольшое количество фотографий из довоенного музея, которые вместе с другими музейными предметами были вывезены фашистами в Германию (фотографии были возвращены из «плена» и через музей Пушкинского дома в 1946 году вернулись в заповедник).
В состав фотонегафонда входят:
Собрание негативов по истории Пушкинского Заповедника - 12089 единиц хранения - отображает все этапы истории заповедника, начиная с кадров, фиксирующих состояние заповедника после Великой Отечественной войны (музеи, лежащие в руинах, раненые деревья, деятельность Государственной Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских завоевателей), работы по разминированию музейных объектов, процесс восстановления этих объектов и затем создание новых музеев в 50-70-е годы. В последующие годы всесторонне фиксировалась музейная жизнь: посещение заповедника выдающимися людьми, экскурсионная и научная работа сотрудников заповедника, конференции, различные мероприятия местного и союзного значения, в том числе Праздники Поэзии – все направления работы коллектива музея-заповедника. Особенно тщательно зафиксированы работы по уходу за мемориальными деревьями и, конечно же, запечатлены экспозиции музеев и предметы, их составляющие.
Собрание включает негативы, сделанные операторами Ф. И. Овсянниковым и С. М. Мелик-Саядяном, пушкиногорскими фотографами из артели «Инвалид» (переименованной в «Трудовик») К. А. Зайцевым, А. С. Шаровым и др., также сотрудниками заповедника Е. А. Ананьевым, В. Я. Шпиневым, В. С. Бозыревым, В. Ф. Михайловым другими, а также негативы, сделанные псковскими архитекторами-реставраторами, многолетними друзьями заповедника Б. С. Скобельцыным и М. И. Семеновым. В 2000-х тысячные годы фонд пополнился негативами профессиональных фотографов: Р. Кучерова, Ю. Белинского, В. Ахломова.
Собрание негативов рукописей А. С. Пушкина - 7370 единиц хранения.
В 1972 году из Государственного Литературного музея (Москва) было передано собрание негативов на стекле с рукописей А. С. Пушкина с контрольными отпечатками к ним. Негативы были сделаны в 1938-41 годах в лаборатории Института мировой литературы им. М. Горького АН СССР для рукописного отдела Государственного музея А. С. Пушкина, созданного в 1938 году в ведении Института мировой литературы.
Собрание негативов отражает не все рукописное наследие А. С. Пушкина, но большую ее часть: рабочие тетради, альбомы, записные книжки, а также часть его писем (к жене, брату и другим лицам). К каждому негативу имеется контрольный отпечаток (в размер негатива – не в размер оригинала рукописи), отпечатки собраны в «тетради» - не сброшюрованные, но, тем не менее, дающие представление о творческой лаборатории А. С. Пушкина, о всех видах его рукописей: черновых, беловых, письмах, деловых бумагах. Таким образом, основной массив творческих рукописей А. С. Пушкина на негативах и в виде фотоотпечатков в фондах заповедника имеется
Фотографии и открытки - 955 единиц хранения.
Фонд включает, прежде всего, старинные фотографии и открытки – конца 19-го – начала 20- го веков, имеющие отношение к А. С. Пушкину, к пушкинским местам (как Псковской области – Святые Горы и виды «Пушкинского уголка»: Михайловское, Тригорское, так и Москвы, Петербурга и др. мест, связанных с пребыванием Пушкина), к людям, окружавшим Пушкина (родным, близким, знакомым), и их потомкам.
Первые поступления – фотографии, переданные П. П. Святогоровым (сотрудником заповедника, отец которого заведовал богадельней в Святых Горах на рубеже 19-20-х веков). В 1960-е годы фонд активно пополнялся за счет поступления целых коллекций фотографий от А. И. Дараган (правнучки А. П. Керн по линии Маркова-Виноградского); М. П. Баклановой («компаньонки» Н. Л. Карповой, жены Б. Г. Карпова, внука Е. Н. Вревской). Тогда же поступили фотографии и открытки от Е. М. Пыпиной-Пальмовой (дочери арендатора Тригорского М. И. Пальмова).
По этой коллекции можно представить пласт жизни «Пушкинского уголка» и Псковской губернии. Благодаря этому собранию, можно представить, как выглядели Святые Горы и Свято-Успенский монастырь, в т.ч. ныне несуществующие Никольский собор и Пятницкая церковь; как выглядело Михайловское времени первого музея и колонии престарелых литераторов (до 1918 г.), как было в Тригорском, когда там жила С. Б. Вревская и семья Пальмовых.
Видовые открытки печатались в типографии местных купцов и предпринимателей Крестиных («Магазин Братьев Крестиных») по фотографиям новоржевского фотографа Н. Филимонова, и в Пскове по фотографиям М. Герасимова и А. Павловича. Есть открытки, изданные обществом Св.Евгении и акционерным обществом Гранберг в Стокгольме.
Благодаря фотографиям Ю. М. Шокальского (внука А. П. Керн), поступившим от его сводной двоюродной сестры А. И. Дараган, можно себе представить не только, как выглядели окрестности Михайловского и Тригорского, но и дом, и усадьба в с. Голубово (имении Б. А. и Е. Н. Вревских), представить себе Е. Е. Шокальскую (женщину, которой М. И. Глинка посвятил романс «Я помню чудное мгновенье») и ее сына Ю. М. Шокальского, впоследствии автора непревзойденного до сих пор «Атласа мира», почетного члена Академии наук СССР.
Псковскую губернию и семьи местных дворян Яновичей, Дондуковых-Корсаковых, Фредериксов и др. можно представить по фотографиям, поступившим из семьи Б. Г. Карпова, внука Е. Н. Вревской, впоследствии доктора химических наук, зав. лабораторией Центрального научно-исследовательского института АН СССР. А имение Лямоново, принадлежавшее А. Н. Пещурову (дяде лицейского товарища Пушкина А. Горчакова) - по фотографиям, поступившим от Дараган-Сущевых. Редкая техника раскрашенной фотографии представлена четырьмя фотографиями с видами Михайловского, Петровского, Савкиной Горки, поступившими от потомков последних владельцев с. Петровского Княжевичей.
В этот фонд входит небольшое количество фотографий 20-40-х годов 20 века с видами Пушкинского заповедника. Это фотографии известных фотографов М. Муравейского, А. Монюшко, М. Величко, которые печатались в путеводителях тех лет.
Коллекция документальной и художественной фотографии (научно-вспомогательный фонд) – 6354 единицы хранения –
включает в себя разнородный материал: фотокопии рукописей А. С. Пушкина, копии архивных документов, фотофиксацию различных событий в заповеднике, экспозиций, вещей и т.д. В этом фонде в виде единой коллекции хранится фотоархив В. М. Русакова – собрание фотографий, которыми он иллюстрировал издания своих книг о потомках А. С. Пушкина.
Материалы фотонегафонда широко используются в научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, просветительской работе музея-заповедника, а также востребованы различными категориями исследователей из других музеев и исследовательских учреждений, учащимися, доброхотами, поскольку содержат ценные материалы по пушкинской тематике, по истории пушкинских мест.
В настоящее время в фотонегафонде ведется работа по составлению единого электронного каталога, который сделает информацию о фонде еще более доступной.