Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


МУЗЕЙ «ПУШКИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ» И «МУЗЕЙ-МЕЛЬНИЦА В Д. БУГРОВО»


Ссылка Пушкина в Михайловское — это период активного знакомства поэта с жизнью русской деревни. Местный крестьянин В. Е. Алексеев вспоминал: «Бабушка у меня была из деревни Бугрово - от Михайловского рукой подать. Бывало, пойдет гулять в михайловский лес или за грибами — и зайдет в деревню. По избам ходил, интересовался, как живут. Носил деревенскую рубаху, соломенную шляпу и тростку...». Деревенька была небольшая — всего-то два двора. В настоящее время она восстановлена в том виде, в каком ее знал А. С. Пушкин: дом крестьянина, состоящий из избы по-черному и горницы, двор, амбар, поветь, конюшня, баня, гумно, овин. Малое количество дворов — явление, характерное для Псковской губернии, не прошедшее мимо поэтического ока поэта. В элегии «…Вновь я посетил» (1835 г.) поэт заметит: «…По брегам отлогим // Рассеяны деревни …». «Рассеяны» – как маленькие зернышки…


Музей «Пушкинская деревня». Несколько деревянных домов, построенных из бревен. У одного дома крыша покрыта соломой, а у других – деревянной черепицей. Перед домами расположена зеленая лужайка с травой. Слева виднеется колодец-журавль

МУЗЕЙ «ПУШКИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ»

Музей «Пушкинская деревня» - единственный в Псковской области музей деревянного зодчества под открытым небом. Здесь посетители могут познакомиться с особенностями устройства жилища псковского крестьянина, бытом, местными ремеслами и промыслами. Необычные для сегодняшнего дня соломенные кровли несомненно привлекут внимание посетителя еще и потому, что они «говорят» на языке пушкинской поэзии:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит...
               («Зимний вечер» 1825 г.)

Поднимаясь на высокое крыльцо дома вы вспомните сказку «О мертвой царевне и семи богатырях»:

А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо...

Что это за кольцо — узнаете, входя в сени. В сенях — ручные жернова, на которых можно смолоть зерно или, в Святки, погадать на жениха, положив между жерновами металлическую иглу. В курной избе, наполненной запахом дыма, становится понятен смысл крылатой фразы «И дым Отечества нам сладок и приятен». Здесь можно увидеть и понять как топилась печь по-черному, где спали и что ели наши предки. Узнать, где сидел хозяин дома - «большак», в образе которого предстает сам поэт в «Путешествии Онегина»:

Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь - хозяйка.
Мои желания - покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Старинное корыто заставит задуматься о том, зачем оно понадобилось старухе из сказки о «Рыбаке и рыбке». А в горнице увидите как в действительности выглядело ее второе желание: «Изба со светелкой, // C кирпичною, беленою трубою». Атрибуты свадебного обряда, сундук, квашня, плетка являются предметными иллюстрациями к народным песням, записанным поэтом в Псковской губернии в 1824-1826гг. Примерите на себя крестьянский костюм Пушкина и прогуляетесь по избе под звуки настоящих псковских гуслей, о которых поэт писал в стихотворении «Как счастлив я....»:

А речь ее.... Какие звуки могут
Сравниться с ней - младенца первый лепет,
Журчанье вод, иль майской шум небес,
Иль звонкие Бояна Славья гусли.

На дворе, в амбаре, увидите замысловато устроены сусеки,в которых хранятся запасы зерна. В повети — салазки и дровни, словно только что сошедшие со страниц пятой главы романа «Евгений Онегин». В бане вам напомнят о святочном обряде и совете няни пушкинской героини:

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть...

Вам напомнят строки из стихотворения «Зимний вечер»: «Спой мне песню, как девица // За водой поутру шла...». Предложат войти в образ героини песен Арины Родионовны и попробовать пронести на коромысле деревянные ведра, наполненные ключевой водой. В овине вы найдете объяснение пушкинскому эпитету «овины дымные», узнаете как из обычной кучи гороховины рождается сказка и как в процессе молотьбы в гумне появляются песни и стихи.

Музей «Пушкинская деревня» интересен для всех посетителей. Дети, в прямом и переносном смыслах, смогут прикоснуться к русской народной культуре и очутиться в волшебном мире пушкинских сказок. Учащиеся и студенты найдут в музее подробный предметный комментарий к целому ряду произведений поэта. Взрослые по-новому «прочтут» русскую историю, увиденную сквозь призму пушкинской поэзии.

Наряду с обычными, интерактивными и театрализованными экскурсиями в музее проводятся театрализованные представления - «праздники народного календаря»: «Настали Святки! То-то радость», «У них на Масленице жирной...», «Сороки» - Закликание весны», «Егорий вешний», «Купаленка – ночь маленька».

Смотрите календарь событий на сайте Пушкинского Заповедника!


Водяная мельница. По центру находится деревянное строение мельницы. Плотина, сделанная из бревен, имеет несколько отверстий, через которые течет вода, образуя небольшой водопад. Над плотиной расположен деревянный мост с перилами

«МУЗЕЙ-МЕЛЬНИЦА В Д. БУГРОВО»

Музей начал свое существование в 1986 году, когда прибалтийские реставраторы из города Резекне подарили Пушкинскому Заповеднику сруб настоящей водяной мельницы. В 2007 году «Музей-мельница в д. Бугрово» был открыт после реконструкции, став настоящей действующей мельницей.

Первое известное нам письменное упоминание о «мельнице оного Святогорского монастыря на реке Луговке об одном поставе» относится к 1761 году. В трех верстах от Святогорского монастыря, на речке Луговке стояла мельница, крытая тесом, рядом мельничный амбар и дом мельника.

В те годы, когда в Михайловском жил Пушкин, мельница в Бугрово имела внушительный вид. Её размеры - это площадь в пять на три с половиной сажени, высота - восемь аршин. Но не только размеры и своеобразная «физиономия» выделяли водяную мельницу на фоне других деревенских построек. В отличие от них, она была крайне «разговорчивым» сооружением. Рев мчащейся по деревянному лотку воды, скрежет вращающихся водяных колес, валов и жерновов сливались в одну господствующую над всей округой «мельничную» арию, заглушавшую все иные звуки.

Местные крестьяне сохранили воспоминания о встречах с Пушкиным в Бугрово: «Пушкин любил зимой с дворовыми в людской лучину щипать, песни петь, в особенности про березу белую. На мельницу в Бугрово бегать любил. Иной раз совсем от муки поседеет, станет как старый мельник». Не исключено, что здесь поэтом было подмечено постепенное затухание мельничных работ с наступлением зимы.

Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл...
               («Осень»1833г.)

К образу мельницы Пушкин обращается в 1826 году, во время работы над замыслом драмы, получившей впоследствии название «Русалка»:

Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый стук ее колес умолкнул;
Стал жернов…

Эти строки написаны в 1829 году. Но не являются ли они воспоминаниями о водяной мельнице, находившейся неподалеку от Михайловского? В пушкинских черновиках драмы «Русалка» упоминается не только мельница, но и «хижинка», в которой жили мельник и его дочь. И в Бугрово на время появления замысла драмы, находилась не только мельница, но и так называемый «дом мельника»: «изба с сенями, крытые дранью».

В настоящее время в деревне Бугрово стоит действующая Водяная Мельница, которую запускают по выходным дням (суббота и воскресенье). Мельники показывают внутреннее устройство мельницы и объясняют принцип работы старинных механизмов. В праздничные дни проходит театрализованный запуск мельницы. В память о её посещении можно увезти с собою свежемолотую муку, упакованную в сувенирный пакет.

Гостям мы всегда рады и надеемся обрести среди них настоящих друзей нашего музея.


Музейная программа. Группа людей в национальных костюмах, идущих по тропинке на фоне старинных деревянных построек. За ними следует большая группа людей, одетых в повседневную одежду





Дата создания: 02.02.2018 12:30
Дата обновления: 17.06.2022 15:00
Мы используем cookie!
Понятно. Подробнее