И Пушкин падает в голубоватый колючий снег.
Э. Багрицкий. О Пушкине. 1924
Серия работ народного художника РФ Дмитрия Анатольевича Белюкина «Последняя дуэль» была создана в преддверии празднования 225-летия со дня рождения А. С. Пушкина и 200-летию приезда поэта в михайловскую ссылку – август 1825 года.
С Дмитрием Анатольевичем Белюкиным – выдающимся живописцем, мастером русского реализма, народным художником Российской Федерации, действительным академиком Российской академии художеств – Государственный музей А. С. Пушкина связывают многолетние профессиональные и дружеские отношения. Так, Д. А. Белюкин является членом Ученого совета музея, в фондах хранятся дары художника – его иллюстрации к пушкиниане.
Тема дуэли, к которой обращается Д. А. Белюкин, не раз привлекала художников. Однако такой крупномасштабный художественный проект был разработан и предпринят впервые. Живописные полотна посвящены трагедии на Черной речке. Они представляют собой подробный рассказ о событиях того рокового дня. На них мы видим Пушкина и К. К. Данзаса, отправляющихся к месту дуэли; секундантов, протаптывающих тропинку в глубоком снегу и обозначающих барьеры; Данзаса, дающего сигнал к началу поединка; Дантеса, стреляющего в поэта, и Пушкина, целящегося в своего противника…Тематика этих картин в точности соответствует воспоминаниям современников поэта – К. К. Данзаса, О. д’Аршиака, В. А. Жуковского, высказывания которых сопровождают работы Д. А. Белюкина. Уникальность этого проекта – не только в высочайшем исполнительском мастерстве художника, сумевшего создать яркие и психологически достоверные образы, но и в фотографической точности, с которой запечатлены мельчайшие черты той далекой эпохи – фрагменты петербургской архитектуры, статские костюмы, военные мундиры и т. п. Объясняя свое внимание к историческим деталям, Д. А. Белюкин писал: «Деталь в картине – признак мастера. <…> Ты кропотливо собираешь материал, сидишь в библиотеках, изучаешь историю, костюм, интерьер, нюансы эпохи. <…> А без этого труда картина будет неубедительна».
Главной отличительной особенностью Д. А. Белюкина как живописца является высокая профессиональная требовательность к себе и своему творчеству. Искусствоведы называют его мастером больших и вечных тем. В своих работах он размышляет о смысле жизни, об истории России, ее прошлом и будущем.
Проект «Дуэль» – это результат глубоких знаний художника в области российской истории и пушкиноведения, тщательного изучения творчества Пушкина, воспоминаний современников и литературоведческих исследований. И, что особенно важно, это результат сотрудничества со Всероссийским музеем А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге и Государственным музеем А. С. Пушкина в Москве, которые предоставили Д. А. Белюкину уникальную возможность работать в мемориальных интерьерах и использовать для натуры подлинные музейные предметы и личные вещи поэта. Успех проекта также обусловлен многочисленными консультациями с исследователями бытовой культуры XIX века, специалистами по костюмам и военной форме. Благодаря этому «соавторству» серия живописных полотен стала законченной и исторически выверенной хроникой последней дуэли поэта.
10 февраля – 1 апреля 2025 года
Выставочный зал «Льнохранилище» музея-усадьбы «Михайловское»
Среда – воскресенье: с 10.00 до 16.30
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет – 100, школьники до 14 лет – 50, дошкольники и Б/П категории – бесплатно