Выставка знакомит с собирательской деятельностью музея в 2023 году. За указанный период в собрание поступило 389 предметов, имеющих историко-культурную, художественную ценность и музейное значение. В силу камерности выставочного пространства мы представляем лишь небольшую их часть.
Предметы, вошедшие в состав экспозиции, отражают основные направления и тематику комплектования музейных фондов. Так, современная пушкиниана представлена именами заслуженного художника России Юрия Игоревича Ерышева и Кирилла Игоревича Нестерика, иллюстрация – офортами Евгения Илларионовича Конькова к «Сказке о золотом петушке».
Неизменным для историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника остается направление комплектования, связанное с формированием источниковедческой базы по иконографии мемориального пушкинского ландшафта. В этой части значительным событием для музея стало приобретение тридцати авторских графических произведений Владимира Александровича Ветрогонского (1923-2002), художника, профессора Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Народного художника РСФСР (1982). Работы с видами Михайловского, Тригорского, Бугрова, их окрестностей и исторической части поселка Пушкинские Горы датируются 1957-1958 гг. Листы относятся к периодам первой и второй творческой практики Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Пушкиногорье, одним из инициаторов создания которой был Василий Михайлович Звонцов. В каталоге выставки «25 лет творческой практики в Пушкинских Горах» (Л., Художник РСФСР, 1988) В. А. Ветрогонский вспоминал: «Работали много и вдохновенно… Студенты и педагоги вместе выходили на этюды, писали на Савкиной горке, в Тригорском, ходили в Петровское, внимательно, с трепетом рисовали интерьеры усадьбы и домика няни поэта Арины Родионовны».
Камерные работы исполнены с натуры акварелью, гуашью, итальянским и графитным карандашом. Материалы имеют исключительное значение для собрания Пушкинского Заповедника. В составе серий – редкие в иконографическом плане сюжеты, не представленные ранее в фондах музея.
Тему летних творческих практик студентов Института имени И. Е. Репина в Пушкинских Горах продолжают работы Елизаветы Юрьевны Васнецовой. Ее первое знакомство с пушкинскими местами Псковской области и музеем-заповедником произошло в период летней практики в 1962 году. Сохранились переписка юной художницы с родителями, содержащая впечатления от поездки, и графические работы, относящиеся к этому периоду. В 2023 году большая часть листов поступила в фонды Пушкинского Заповедника. Среди них – вид озера Маленец, деревенские пейзажи, натурная постановка – цыганка с ребенком, натюрморт с пышным букетом сирени и трогательной историей создания, записанной на обороте.
В статье «Славная традиция» (газета «Пушкинский край» от 9 июня 1981 г.) В. М. Звонцов отмечал: «… Бодростью, живостью, энергией отличались этюды и рисунки, сделанные в поле, скотном дворе, на базаре, на деревенских улицах. Пасущиеся стада, сенокос, кузница, работа плотников куда больше увлекали студентов, чем унылые, дремлющие натурщики». Иллюстрацией к его рассказу служат представленные в составе выставки живые зарисовки со сценами заготовки сена в полях, исполненные Е. Ю. Васнецовой цветными карандашами.
Студенты, согласно разработанной преподавателями программе, пробовали себя в разных жанрах. Особой темой было создание композиции на пушкинскую тему. «Отличительной особенностью практики тех лет было завершение ее станковой композицией на пушкинскую тему. Помню, в институте многие сомневались в реальности такой программы для первого курса. Но то, что было затруднительно или невыполнимо в другом месте практики, стало возможным в пушкинских местах. На протяжении ряда лет студенты успешно справлялись с такой задачей и создавали интересные композиции» (Звонцов В. М. Славная традиция…). Наиболее удачные работы, отобранные директором Пушкинского заповедника С. С. Гейченко совместно с преподавателями, принимались в фонды музея. Так, в 1963 году была включена в собрание работа Е. Ю. Васнецовой «Пушкин в людской». Спустя шестьдесят лет у художницы был приобретен ряд альбомных листов с набросками к этой работе и композиции «Пушкин в Михайловском», которые позволяют заглянуть в творческую лабораторию художника, наблюдая процесс рождения замысла и многосложного создания художественного образа.
Соприкосновение в студенческие годы с миром Михайловского, погружение в мир русской усадьбы и поэзии не проходит бесследно. Художники возвращаются к пушкинской теме, картинам «сельской жизни». В числе добрых друзей музея, чья творческая судьба со студенческих лет связана с Пушкинским Заповедником, – петербургский график Коринна Германовна Претро. В 2023 году авторская коллекция художника в собрании пополнилась графическими листами, которые представляют деревенскую и религиозную тему в ее творчестве. Пейзажи, жанровые зарисовки пронизывает «поэзия тихой вечности», свойственная повседневности, которую мастерство художника открывает зрителю и заставляет ощутить её глубокий смысл и ценность.
21 ноября – 31 декабря 2024 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет – 100, школьники до 14 лет – 50, дошкольники и Б/П категории – бесплатно