Музейный фонд Пушкинского Заповедника представляет выставку уникальных произведений книжной графики целой плеяды талантливых и неординарных художников. Этот щедрый дар музею преподнёс в 2022 году всемирно известный иллюстратор - народный художник России, профессор Борис Аркадьевич Диодоров, лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.
Б. А. Диодорова и Пушкинский Заповедник связывают давние творческие связи, зарождение которых произошло в 1958 году, когда он, будучи студентом Московского художественного института имени В. И. Сурикова, приехал на творческую практику. Его персональная выставка графических шедевров, которую художник представил в 1999 году, стала незабываемым событием.
И вот теперь, в 225-ю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина и в канун 90-летия Б. А. Диодорова предоставляется новая встреча с его изобразительным искусством, работы которого отличает изысканная, узнаваемая манера. Филигранная отделка его рисунка, сотканного из множества мельчайших художественных деталей, побуждает к долгому рассмотрению оригинальных офортов мастера. Это виды пушкинских мест, псковских усадеб, церквей и монастырей. И иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, к трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность», к поэтическому циклу И. С. Тургенева «Песнь души».
Созданные художником образы передают всю гамму эмоциональных переживаний и характеры взаимодействий изобразительными средствами: светотеневыми контрастами пятен, заливок, ритмов, линий, штрихов. В совершенстве владея техникой офорта, с использованием акватинты и акварели, объединяющей графическое и живописное, Диодоров органично соединил в своей стилистике суриковскую реалистическую школу фигуративного «тонового» изображения с традициями «мирискусников» рубежа XIX-XX веков. Иллюстрация, как отмечают исследователи его творчества, воспринимается Диодоровым (как и Бенуа, и Добужинским, и Билибиным), «как остановка в движении, как сцена, как нечто явленное зрителю – поражающее, многозначительное, чарующее, удерживающее».
Второй раздел выставки посвящён кругу именитых друзей Б. А. Диодорова, чьи работы, как и мастера, входят в коллекции ведущих музеев страны – Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Русского музея, Эрмитажа, литературных музеев Москвы, Петербурга и других городов. Это изумительные по своему содержанию книжные иллюстрации академиков Российской академии художеств – С. М. Бархина (1938-2020) к знаменитым «Кентерберийским рассказам» английского поэта XIV века Джеффри Чосера, и Н. Л. Воронкова (1934 г.) к трогательно лирической повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
Это и офорты Ю. И. Селивёрстова (1940-1990) к притче о «Великом инквизиторе» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы», от которых оторваться невозможно, пока не рассмотришь каждый штрих, чтобы понять замысел художника и сопоставить его с замыслом писателя. Притча явилась своеобразной квинтэссенцией философии Достоевского, творчество и мысль которого, Селивёрстов ценил настолько, что считал его одним из трёх представителей мирового древа литературы наряду с Гоголем и Пушкиным.
Это и выразительные иллюстрации народного художника России В. А. Носкова (1926–2007) к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», выполненные в технике цветной ксилографии. И самобытные работы С. В. Юкина (1941 г.), иллюстрирующего и Жюля Верна, и трогательно философский роман Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхаузена», и экзотический мир сказок северной Африки. И колоритные иллюстрации заслуженного художника России, профессора О. Ю. Яхнина (1945 г.) к рассказу А. С. Грина «Крысолов».
Л. В. Козмина,
канд. филол. наук,
хранитель музея-усадьбы Ганнибалов
Пушкинского Заповедника
1 мая 2024 года – 31 марта 2025 года
Музей-усадьба «Петровское», Дом-музей П.А. и В.П. Ганнибалов
Понедельник – воскресенье: с 10.00 до 17.00
Билеты: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет – 70, школьники до 14 лет – 50, дошкольники и Б/П категории – бесплатно