Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» представляет выставочный проект, посвящённый 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. В экспозиции представлено 225 изображений поэта из фондов музея. Это очень разные портреты, как по технике исполнения, так и по времени написания – от прижизненных до выполненных в начале XXI века.
Наиболее ценными являются прижизненные портреты великого поэта. В экспозиции оттиски гравюры, созданной в 1827 году профессором гравировального класса Академии Художеств Н. И. Уткиным, и гравюры, выполненной английским художником Томасом Райтом. Считается, что поэт сам заказал Райту этот портрет для готовившегося собрания сочинений. Предварительный рисунок был сделан с натуры в конце 1836 года (не сохранился), а сама гравюра увидела свет уже после смерти Александра Сергеевича в марте 1837 года.
Значительную часть иконографии Пушкина, представленной на выставке, составляют работы художников второй половины XX века. Среди авторов – В. М. Звонцов, Л. В. Гервиц, П. П. Оссовский, Н. П. Предеин, А. К. Соколов, И. Ю. Даур, С. К. Фролов, М. Л. Шретер, Е. А. Устинов, Ю. И. Селиверстов и многие другие. В XXI-м веке Пушкина рисовали И. Д. Шаймарданов, Э. Х. Насибулин, Л. Н. Нецветаев, О. В. Муратова, Р. Г. Наливайко и другие. Скульптурные изображения А. С. Пушкина представлены работами Е. Ф. Белашовой, Л. А. Усова, И. В. Крестовского, А. И. Посядо, Анны Франциски Шварцбах (A. F. Shwarzbach) и других. Все они создавались на основе тщательного изучения прижизненных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии.
В юбилейные годы изображения поэта стали появляться на сувенирах и на предметах декоративно-прикладного искусства. В экспозиции – изделия из фарфора, стекла, бисера, кожи, ткани, дерева и медальерного искусства, а также марки, почтовые конверты, открытки, значки с портретами Пушкина.
На протяжении времени меняется не только понимание личности Пушкина, его творчества, но и художественные стили, что не могло не сказаться и на осмыслении облика поэта многочисленными портретистами. Собранные воедино портреты Александра Сергеевича помогают понять, каким видели гения русской литературы его современники, а каким представляли его образ последующие поколения. Художественные поиски «своего» Пушкина продолжаются.
Т. В. Морозова,
специалист по экспозиционной и выставочной
деятельности Пушкинского Заповедника
17 марта – 15 сентября 2024 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет – 20, школьники до 14 лет – 10, дошкольники и Б/П категории – бесплатно