Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«МНЕ ЖИЗНЬ ВСЕ КАК-ТО КОРОТКА…»
Выставка из фондов музея-заповедника «Тарханы»


Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, талантливый живописец, музыкант, отважный офицер многие годы остается явлением уникальным и неповторимым в русской и мировой литературе. Судьба ему отмерила всего лишь 26 лет, 13 из которых он посвятил творчеству.

Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) 1814 года. Полугодовалым младенцем его привезли в Пензенскую губернию, в Тарханы. Здесь находилось имение бабушки Е. А. Арсеньевой. В нем и прошло детство поэта. Связь Лермонтова с Тарханами была прочной и органичной, и его детские и отроческие впечатления служили для его поэтичного воображения неиссякаемым источником. Исследователь творчества Лермонтова Б. П. Удодов писал: «Для Лермонтова детство – одна из немногих непреходящих человеческих ценностей…». Поэт считал, что именно в детстве человек способен к самому глубокому восприятию мира: «В пятнадцать лет – ум не так быстро принимает впечатление, как в детстве».

Рано осиротевший, он остался на попечении Арсеньевой. Жизнь в сельской помещичьей усадьбе в окружении родственников и многочисленных крепостных имела большое влияние на Лермонтова. Яркими впечатлениями детства были и поездки на Кавказ. Он рано пристрастился к рисованию и начал писать стихи. Его литературными кумирами стали А. С. Пушкин и Дж. Г. Байрон.

Всю свою недолгую жизнь поэт помнил «и дом родной, и высокие качели, и пруд, обсаженный ветлами… всё, всё…». В то же время из тарханской поры Михаил Юрьевич вынес, по его собственному признанию, «тяжелую ношу самопознания, которая с младенчества была <его> уделом».

Летом 1827 года юный Лермонтов уехал в Москву для продолжения образования. Он полюбил древнюю столицу «сильно, пламенно и нежно». Имея хорошую домашнюю подготовку, был зачислен сразу в четвертый класс Университетского Благородного пансиона, а через два года стал студентом Московского университета. В письме к Марии Лопухиной он признавался: «Москва моя родина и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал и там же был слишком счастлив». В Москве он стал прозаиком, драматургом, начал заниматься переводами. Сделал много планов и набросков будущих сочинений; понял, что «в русских сказках больше поэзии, чем во всей французской словесности».

В. Г. Белинский писал, что «пока еще не назовем мы его ни Байроном, ни Гете, ни Пушкиным и не скажем, чтоб из него со временем вышел Байрон, Гете или Пушкин: ибо мы убеждены, что из него выйдет ни тот, ни другой, ни третий, а выйдет – Лермонтов…»

Детские впечатления и семейные драмы сформировали характер вечного странника, из раза в раз бросающего все новые вызовы окружающему миру и судьбе. Это проявилось и в переходе на военную службу, и в светских и любовных интригах, и в отчаянной храбрости, проявленной на Кавказе, и в стихотворении «Смерть поэта» – перчатке, брошенной в лицо всему высшему свету, которое во многом предопределило дальнейшее (и весьма трагическое) развитие событий.

Два великих российских поэта не были знакомы лично, однако известность пришла к Лермонтову именно после смерти Пушкина. Стихотворение сблизило Лермонтова с окружением Пушкина, именно в пушкинском «Современнике» в 1837 году впервые было опубликовано стихотворение «Бородино». Нельзя забывать и о том, что Пушкин долгие годы являлся вдохновителем Лермонтова, своеобразным образцом в поэзии. А. Ахматова отмечала, что сначала «он подражал Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно…».

Во многом схожи и биографии поэтов. Оба родились в Москве, оба увлекались Байроном и Наполеоном, оба много путешествовали, любили Кавказ, у них был один лечащий врач в Петербурге, имелись общие друзья и знакомые. Наконец, оба они погибли на дуэли и нашли упокоение в своих родовых поместьях. В журнале «Русская литература» за 1841 год Белинским было отмечено: «Теперь многие пишут стихи и гладкие, и гармонические, и легкие; но пушкинский стих напомнила нам только муза Лермонтова…»

«И чем дальше мы отдаляемся от Лермонтова, чем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая "Дума", чем больше звучит с равною силою "И скучно и грустно" на земле – тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной вечности…» – сказал русский поэт и критик С. А. Андреевский.

Коллекция экспонатов (картины, книги и журналы, гравюры и литографии, предметы дворянского и крестьянского быта, иллюстрации к литературным произведениям и т.д.) из фондов музея-заповедника «Тарханы», иллюстрирующая, в первую очередь, «тарханский» период жизни главного героя проекта; а также портреты – М. Ю. Лермонтова и А. С. Пушкина, выпуск альманаха «Полярная звезда» с первой публикацией «На смерть Пушкина», раскроют определяющую роль, которую сыграли Тарханы в жизни Лермонтова и значительное влияние Пушкина на его творчество и биографию.





25 октября 2024 года – 25 января 2025 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда – воскресенье: с 10.00 до 17.00

Выходные: понедельник, вторник

Билеты: взрослые, пенсионеры и учащиеся от 14 лет – 100, школьники до 14 лет – 50, дошкольники и Б/П категории – бесплатно

6+





Дата создания: 23.10.2024 10:00
Дата обновления: 23.10.2024 10:00
Мы используем cookie!
Подробнее