Вик – Вячеслав Юрьевич Забелин (1953 – 2016), советский и российский художник, график и поэт – является одним из ярких представителей питерского андеграунда, сформировавшегося как оригинальное направление российской культуры в 1970-е годы. Художники андеграунда отстаивали свое право на самостоятельность в творчестве, бунтовали против приспособленчества и государственного диктата в искусстве. Они называли себя нонконформистами и выражали свои взгляды через подчеркнутую индивидуализацию творческой манеры, ломая выработанные в искусстве художественные правила, через обращение к запретным темам. Для Вика такой темой стала мистерия жизни, ее глубинные ритмы и краски. Объектами его пристального исследования становились люди среди окружающих их вещей, и вещный мир, сотворенный человеком и одухотворенный присутствием Бога. Особенного волновала и вдохновляла Вика мистика Петербурга, его родного города. И здесь художник во многом следовал за А. С. Пушкиным.
Для Пушкина Петербург никогда не был просто городом. Первым в русской литературе он начал говорить о нем как о личности со своим характером, как о месте, властвующем над людьми и подчиняющем их своей воле. Пушкин открыл противоречивый характер Петербурга, говоря о нем то как о молодом и впитывающем всё новое городе, то как о праздном и холодном пространстве, застывшем в величии своей классической красоты. Но при этом Петербург у Пушкина никогда не разделяется, это всегда один и тот же город, к которому поэт обращается как к живому собеседнику.
В творчестве Вика Петербург также выступает как особый живой объект художественного постижения, как некое целостное единство, в котором красота классики соединена с революционным прошлым, с запретным в 1970-е годы, но, конечно, известным художникам русским авангардом, с супрематическими композициями К. Малевича, музыкальными абстракциями В. Кандинского, аналитическими полотнами П. Филонова. Соединение классики и авангарда стало одной из самых узнаваемых черт произведений Вика.
Для Вика, как художника и поэта, Пушкин – «мера всех вещей», гений, определивший главный вектор развития нашей культуры, «наше всё» по крылатому выражению Апполона Григорьева. И когда художник показывает Петербург, в нем всегда присутствуют аллюзии на произведения Пушкина и его героев. Пушкинские образы на полотнах Вика поданы в самобытной и неожиданной динамике авангарда, но при этом с точно изложенной в знаках и метафорах философской мыслью. Под каждым произведением на выставке помещены цитаты из произведений Пушкина, позволяющие глубже проникнуть в замысел художника, ощутить полет кисти, следующий за мыслью. Центральное полотно экспозиции – «Ловление бабочек или Смерть поэта» (1991 г.). На нем сосуществует «двойной портрет» – маска Пушкина анфас и в профиль, и набоковская бабочка – символ бессмертия и воскресенья из мертвых, и здесь же – автопортрет с сачком. Многопространственность композиции, многослойность тем, поиски универсальности и ощущение полета создают эмоциональный накал, заставляют зрителя задуматься о генезисе вдохновения и о Вечной поэзии жизни.
Главный герой персональной выставки Вика – Петербург, основанный Петром I и воспетый Великим поэтом. Этот город неотделим от Пушкина. Поэт и город соединились в истории, и художник другого века, постигающий и любящий город в его новых исторических ракурсах, видит себя живущим внутри этого единства, где он предстает ловцом бабочек творческого бессмертия.
О. В. Губарева, кандидат культурологии,
ст.н.с. Российского института истории искусств
20 сентября – 20 ноября 2024 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар имени С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: бесплатно