Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993) – директора музея заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» с 1945 по 1989 год, Героя Социалистического Труда, заслуженного работника культуры Российской Федерации, члена Союза писателей России. Делом всей его жизни стало воссоздание музеев-усадеб и той культурной и природной атмосферы, обаяние которой разбудило творческий гений А. С. Пушкина. Приехав в Псковскую область в 1945 году, Семен Степанович вместе с небольшой группой соратников восстанавливал Михайловское и Святогорский монастырь, разрушенные во время Великой Отечественной войны, а затем Тригорское и Петровское, разгромленные в 1918 году, создал музей в деревне Бугрово.
Семен Степанович Гейченко обладал замечательным свойством характера – объединять вокруг себя творческих и талантливых людей: художников, музыкантов, исполнителей и литераторов. Приглашая их в заповедник, он открывал для них прекрасный в своей простоте и волшебный в своей многообразности мир русской природы. Он «прививал» им любовь к русской словесности, учил видеть красоту в каждой частице мироздания и «творить добро повсеместно» как призывал А. С. Пушкин. Благодаря соавторству музейного хранителя и его творческого окружения природные, усадебные и ландшафтные объекты стали художественными и получили широкую известность, складываясь в неповторимый облик Пушкинского Михайловского. На выставке представлено наследие художников-соратников С. С. Гейченко, которыми написана послевоенная пейзажная история заповедника.
В 1949 году в музей-заповедник приехал Народный художник РСФСР, академик, лауреат Сталинской премии первой степени Лактионов Александр Иванович (1910 – 1972). Накануне 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина художник поставил перед собой задачу изобразить поэта на фоне псковской природы, того уголка земли, где он провел «два года незаметных». Лактионов много дней посвятил изучению биографии и творчества поэта, работал в библиотеке, архиве, музее. За время пленэра появилось несколько живописных работ и множество этюдов, позднее дописанных в мастерской художника. В них отразились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация. По словам С. С. Гейченко «В своем полотне художник стремился разрешить труднейшую задачу монументальной картины – органически связать фигуру А. С. Пушкина с окружающим пейзажем. Пейзаж на картине Лактионова не играет декоративной роли, а дополняет характеристику живописного образа поэта». (С. С. Гейченко «В Мастерской художника А. И. Лактионова»// Псковская Правда, 15 мая 1949 года). Сам художник, вспоминая время, проведенное в музее в 1949 году, написал: «Целый год я прожил здесь, в Михайловском, с кистью в руке. Пушкин всегда был со мною рядом, и я просил у него совета, и он во всем мне помогал, писал ли я старую березу или стадо на берегу Сороти, или изображал самого поэта, сидящего на «диване Онегина» в Тригорском».
В послевоенные годы впервые приехал в музей-заповедник народный художник СССР, ветеран Великой отечественной войны Пётр Тимофеевич Фомин (1919-1996) и с этого приезда стал на долгие годы другом этих мест. Более 20 лет приезжал он на пленэры в Пушкинский Заповедник. «Они для меня всегда новое неожиданное волнение и указующий перст…» – говорил художник о пушкинских местах. Любимым жанром изобразительного искусства для художника был русский пейзаж, который стал основой его творчества. Лес, сменяющий свой убор, сочная зелень лугов, зовущая в даль дорога и тихоструйная речка – в этих незамысловатых сюжетах северной природы художник видел утонченную красоту и стремился передать ее хрупкость и поэтичность.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Алексей Константинович Соколов (1922 – 2001) познакомился с С. С. Гейченко во время работы в Пушкинском Доме в первые послевоенные годы. В музей–заповедник Соколов приехал накануне 150-летия А. С. Пушкина в 1949 году и высоко оценил гражданский подвиг музейного хранителя по возрождению пушкинской усадьбы. «Все чувствовали себя здесь частицей общего братства, становились добрее, сердечнее. Старались помочь Заповеднику чем могли и всегда были и будут благодарны Семену Степановичу за общение с ним и его друзьями, за участие в общем деле» – вспоминал позднее художник. Более чем за полувековой период служения искусству Соколовым А. К. было написано большое количество портретов, пейзажей, сюжетных картин. Среди знаменитой «соколовской» галереи портретов достойное место занимает портрет хранителя Пушкинского Заповедника: «Портрет Семёна Степановича был одним из самых сложных для меня. До работы над портретом я его много рисовал и каждый раз я открывал в нём что-то новое». (Н. Н. Попова. Художник и время. В альбоме: Алексей Соколов. Живопись. Санкт-Петербург, 2005.) Уже будучи смертельно больным, Семен Степанович, два года не выходивший из дому, нашел в себе силы доехать в Петровское на 70-летний юбилей А. К. Соколова, чем сделал другу и его гостям большой подарок.
В начале 50-х годов в Пушкиногорье приехал известный мастер советского искусства, яркий представитель направления социалистического реализма Петр Дмитриевич Бучкин и вместе с семьей провел здесь целое лето. По словам Семена Степановича Гейченко отец-художник «твердо верил, что пушкинская прививка поможет сыну стать художником» (С. С. Гейченко «Замечательные мастера пушкинского пейзажа» //Пушкинский край 9 июня 1984 года) В 1957 году в музее открылась совместная выставка художников Бучкиных – Петра Дмитриевича и его сына Дмитрия Петровича, которая собрала множество восторженных отзывов. Уже после смерти старшего Бучкина, в июне 1984 года, открывая в Тригорском выставку пейзажей Д. П. Бучкина, директор заповедника сказал: «Мечты старого художника сбылись, его сын стал известным художником СССР. Он член Ленинградской организации Союза художников, неоднократный участник всесоюзных, республиканских и международных выставок. Свое творчество художник посвятил природе России, ее старинным городам и памятным местам. Им создано много произведений, рассказывающих о красоте русского пейзажа и природы вообще, о заветных пушкинских местах»
Частым и желанным гостем в доме Семена Степановича был художник Пушкинского Заповедника, а также радушного дома хранителя музея был заслуженный художник России Выржиковский Эдвард Яковлевич (1928-2008). Выржиковский писал жанровые картины, портреты, натюрморты, но известность получил как мастер пейзажной живописи. Старинные русские города с главами церквей, берега полноводных рек, просторы полей, таинственность лесной чащи – основные мотивы его лиричных пейзажей. Эдвард Яковлевич был последователем Левитана и Кустодиева в реалистичном отражении вечных образов России. С начала 60-х годов художника увлекла пушкинская тема: с этюдником он обошел все самые потаенные уголки пушкинской усадьбы, выбирая неожиданные ракурсы и отражая состояние природы в разное время года, суток и погодных условий. По словам Семена Степановича Гейченко художника вдохновляли «места овеянные духом присутствия великой личности поэта»; он стремился «передать дух изображаемого им места», в каждой его картине «незримо присутствует Пушкин» (С. С. Гейченко «Новая выставка в Тригорском»//Пушкинский Край 4 июня 1970 г.)
В 1974 году начались восстановительные работы на усадьбе Ганнибалов в Петровском, в этом же году Семен Степанович Гейченко приглашает на работу в музей Бориса Михайловича Козмина (р. 1937). Больше десяти лет до этого момента Борис Михайлович ежегодно приезжал в Пушкинские Горы, «созерцая с кистью и холстами пейзажные мотивы, стараясь запечатлеть то, что стало первоосновой пушкинской лирики», (Б. М. Козмин «Мои общения с С. С. Гейченко»/ Михайловская Пушкиниана, 2001, вып. 20, стр. 63) а также пытаясь больше узнать о личности С. С. Гейченко. Позднее, в своих воспоминаниях он запишет «Так мы с ним и прожили на одной ниве созидания четверть века. И всякое было в наших взаимоотношениях». (Б. М. Козмин «Мои общения с С. С. Гейченко»/ Михайловская Пушкиниана, 2001, вып. 20, стр. 77) Заслуженный работник культуры Б. М. Козмин проработал в должности хранителя музея-усадьбы в Петровском более 30 лет, в соратничестве с легендарным Гейченко воссоздавая музей-усадьбу предков А. С. Пушкина, выражая себя в разных жанрах: живопись, литература, резьба по дереву и исследуя жизненный и творческий путь великого русского поэта А. С. Пушкина.
В начале 80-х для прохождения летней практики в Пушкинский Заповедник приехал Лысюк Виктор Владимирович (р.1954). Волшебная красота Пушкиногорья или задушевное общение с Семеном Степановичем или «пушкинская прививка», полученная во время этих встреч в Михайловском, побудили заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, председателя правления Псковского регионального отделения Союза художников России навсегда связать свою жизнь с музеем. С. С. Гейченко в 1988 году, открыв выставку В. В. Лысюка в Петровском, написал: «Живя в Пушкиногорье, художник глубоко проник в тайны природы этих мест. В его произведениях звучит эхо Пушкина – его стихов и строф деревенских глав «Евгения Онегина». Рассматривая произведения художника, зритель не может не чувствовать вдохновенность мастера».
Добрые отношения связывали С. С. Гейченко и знаменитого псковского графика Валентина Михайловича Васильева (1940 – 1986). Всю свою короткую жизнь, оборванную тяжелой болезнью, Валентин Михайлович работал с полной отдачей, а Семен Степанович поддерживал его в дружеской переписке, организовывал выставки его работ по всему Советскому Союзу. С 1965 года, используя авторскую технику работы с линолеумом, художник создавал непревзойденные гравюры, воспевающие красоты Псковской земли. Пушкиногорье с его лугами и перелесками, пашнями и пажитями стало центральной темой в творчестве художника. Он не делал эскизов, поскольку обладал особой зрительной памятью, нацеленной не только на образ, но и на смысл создаваемого произведения.
В название выставки положен фрагмент заглавия музейного издания «А у нас в Михайловском, или домашняя история Пушкинского Заповедника в письмах», в основе которого - личная переписка директора музея С. С. Гейченко и известного ленинградского графика, народного художника РСФСР Звонцова Василия Михайловича (1917 – 1994). Впервые посетив Михайловское в 1958 году, Василий Михайлович полюбил его всем сердцем и при всяком удобном случае заезжал к С. С. Гейченко, и каждый его визит обогащал искусство новыми произведениями. «Он свой человек в царстве лесов и озер, парков и садов, цветов и птиц. Поэтическая природа нашего края, исторические памятники неустанно привлекают Звонцова. Явления природы художник делает явлением искусства, не прибегая к сильнодействующим средствам. Он стремиться научить нас лучше видеть, а не только смотреть» – писал о художнике С. С. Гейченко (С. С. Гейченко «В царстве лесов и озер» //«Молодой ленинец» 5 июня 1976 года). С пиететом и переживанием каждого явления природы созданы все пейзажи В. М. Звонцова, они как поэзия Пушкина, правдивы, понятны и лаконичны.
На выставке представлены более 50 художественных работ выдающихся мастеров советского искусства, а также тематические разделы «Музейные ценности, возвращенные из Германии после Великой Отечественной войны», «Пушкинский праздник поэзии», «Музейная фотолетопись», «Мастерская графика В. М. Васильева».
А.Е. Бойцова
12 февраля 2023 года – 31 декабря 2023 года (с 16 сентября по 3 октября выставка временно закрыта)
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.