В 2023 году исполняется 190 лет пушкинским сказкам «О рыбаке и рыбке» и «О мертвой царевне и семи богатырях». Всероссийский музей А. С. Пушкина решил отметить это событие созданием выставки, в состав которой вошли графические иллюстрации и мелкая пластика знаменитых художников второй половины XIX – середины ХХ веков, а также живописные полотна, рассказывающие о жизни поэта на Псковской земле.
Работу над сказками А. С. Пушкин завершил осенью 1833 года, вернувшись из нижегородского имения Болдино. В них отразились впечатления поэта от европейских фольклора в литературной обработке братьев Гримм и русских народных сказок, воспринятых от няни Арины Родионовны. Захватывающий сюжет, яркие, запоминающиеся образы органично воплотились в книжной иллюстрации.
Традиция иллюстрирования этих сказок начинается в 1880-е годы. На выставке представлены самобытные графические произведения: иллюстрация к «Сказке о рыбаке и рыбке», выполненная тушью и пером мастером жанровых картин, передвижником В. Е. Маковским (1880); литография профессора батальной живописи Академии художеств Н. Д. Дмитриева-Оренбургского (вторая половина XIX в.) и ксилографии живописца М. В. Нестерова к «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» (1888); хромолитографии карикатуриста А. Ф. Афанасьева, выполненные к столетнему юбилею А. С. Пушкина в 1899 году; переведенные в ксилографию произведения воспитанников Императорской Академии художеств Н. И. Соколова (1873), А. Е. Земцова (1881), И. С. Ижакевича (1898), фототипия рисунка мастера исторической живописи А. М. Васнецова к «Сказке о рыбаке и рыбке» 1908 года.
Особое место в экспозиции занимают акварельные рисунки скульптора, члена Товарищества передвижных художественных выставок Г. Д. Алексеева к «Сказке о рыбаке и рыбке». Они появились в 1910-х годах и стали настолько популярными, что тиражировались в открытках типографии Общины Св. Евгении. Графическую линию выставки продолжают произведения признанных классиков послевоенной советской книжной иллюстрации – В. А. Милашевского и Т. А. Мавриной. Оба художника в 1930-е годы входили в «Группу 13». Милашевский в молодости был приверженцем спонтанного рисунка, а в зрелые годы предпочитал проработанную композицию, яркую цветовую палитру. В произведениях Мавриной запечатлен интерес к народному творчеству, примитиву, русским лубочным картинкам.
В состав выставки вошли произведения мелкой пластики из фарфора, созданные заведующим скульптурным отделом Ленинградского фарфорового завода Н. Я. Данько (1930-е годы); мастером декоративной скульптуры Я. А. Троупянским (1949); скульпторами Дмитровского фарфорового завода в Вербилках Л. К. Клеменковой-Краузе и создателем серии мелкой пластики на тему русских народных сказок С. М. Орловым (1950-1960-е годы); главным скульптором Рижской фарфоровой фабрики Р. И. Панцеховской (1960-е годы).
Живописный раздел выставки открывает картина неизвестного художника (скорее всего, любителя) середины XIX века «Пушкин на лесистом холме», изобразившего поэта на лоне природы. В 1930-1960-е годы этот мотив станет ведущим в творчестве многих известных советских живописцев. На экспозиции представлены произведения, знакомящие с жизнью Пушкина в Михайловском, созданные в разные годы Н. А. Азовским (1937), Г. К. Савицким (1941), Ю. М. Непринцевым (1938), Б. В. Щербаковым (1949), А. В. Трескиным (1958), А. З. Давыдовым (1982). Пушкин в минуты творческого вдохновения изображен на полотнах 1930-1960-х годов Н. П. Ульянова, Э. О. Визеля, В. А. Зверева, А. С. Пруцких, Г. Н. Веселова. Везде мы узнаем окрестности Михайловского, которое так любил поэт. Мы видим его отдыхающим на скамейке, скачущем верхом по живописным полям, сидящим задумчиво в тиши кабинета и, конечно, рядом с няней Ариной Родионовной.
26 мая – 25 августа 2023 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.