Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПРОГУЛКА ВО ВРЕМЕНИ»
Авторские куклы Г. С. Белеховой в собрании Новгородского музея-заповедника


Среди всемирно известных коллекций древнерусской культуры, интереснейших собраний истории и искусства Нового и Новейшего времени в Новгородском музее-заповеднике с 2016 года существует абсолютно новый фонд «Игрушка». Этот фонд образовался в результате приобретения богатейшей коллекции Санкт-петербургского музея игрушки, основанного в 1997 году и пользовавшегося огромной популярностью не только у посетителей разных возрастов, но и в профессиональной художественной среде. Фонд располагает коллекциями русской и зарубежной игрушки разных направлений – народной, промышленной, авторской. В настоящее время Новгородский музей активно изучает и экспонирует игрушку как уникальное явление материальной культуры, в котором сплетаются древние национальные традиции и самые современные художественные течения.

Авторская кукла – это всегда некое событие, характер, судьба. Творческий процесс её создания, начиная с идеи, концепции, набросков будущего образа и заканчивая проработкой мельчайших деталей – это колоссальный труд художника, требующий высокого мастерства и профессионализма. Официально считается, что первая авторская кукла создана художником Эдгаром Дега в 1881 году во Франции. Это была восковая статуэтка «Petite Danseuse» (Маленькая танцовщица). Исторические события первой половины XX в., к сожалению, никоим образом не способствовали возникновению новых шедевров в виде авторских кукол. Поэтому «вторым рождением» данного вида искусства можно считать 1950 год, когда немецкий мастер Аннет Химштедт создала свою первую куклу. С этого момента в Европе начался настоящий кукольный бум, а коллекционирование авторских кукол стало основным увлечением как у детей, так и у взрослых.

Первая в Ленинграде выставка авторской куклы состоялась в 1979 году – это была персональная выставка Галины Сергеевны Белеховой (1940 г.р.). Окончив в 1967 году Высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной, начинающая художница увлеклась изучением европейского и русского костюма и быта XV-XIX вв., дававшего безграничные возможности для художественного творчества. Её первые куклы в оригинальных исторических платьях можно было видеть в начале 1970-х годов в витрине Дома мод, где они соседствовали с элегантными шляпками, а необычные куклы-манекены украшали холлы гостиниц «Прибалтийская», «Пулковская» и придавали нестандартность интерьеру ресторана «Конюшенный двор». Именно Галина Белехова стала одной из первых художниц, представлявших российскую авторскую куклу на зарубежных выставках. Её индивидуальная творческая манера сложилась в первые годы работы и выразилась в совокупности нетривиальных художественных приёмов. Например, необычно то, что у кукол Белеховой практически нет лиц. Но от них глаз не оторвать, и ты понимаешь: именно так и выглядели русский дворянин, испанский гранд или венецианский банкир. Характерный образ создаётся с помощью лаконичного силуэта, тщательно отобранных деталей костюма, передающих своеобразие того или иного стиля, затейливой причёски. Художница не копирует исторические костюмы «дословно». Достаточно нескольких игривых воланов на рукавах и выбивающихся из-под шляпки локонов из шнура — и перед нами дамы эпохи ампира. А «Денди», одетый в белейший атласный жилет и черный фрак, разумеется, отсылает нас к пушкинскому Онегину. Не случайно, одну из своих выставок художница назвала «Силуэт – декоративный знак стиля эпохи». Важнейшим элементом авторского замысла является монохромность красных, белых, черных фигур, символика и метафоричность цвета которых способствует созданию эмоционального образа.

Г. С. Белехова настоящий знаток моды былых времен, о костюмах разных стран и народов художница может говорить часами, но всегда соединяет эти знания со своей практической работой: «Испанцы в эпоху Возрождения больше всего любили черный цвет. Для испанского костюма я использую очень жесткий каркас: костюм скрывает тело, только обозначает его линии». И признается: «Я всегда что-то преувеличиваю, чтобы усилить впечатление». Куклы Г. С. Белеховой – это олицетворение той или иной исторической эпохи в её декоративной ипостаси, но это не только знаки давно ушедших эпох, но и весомая часть истории российской авторской неигровой куклы.






18 мая – 15 августа 2023 года

Музей-усадьба «Тригорское», Дом-музей Осиповых и Вульфов

Вход свободный

6+





Дата создания: 13.05.2023 10:00
Дата обновления: 13.05.2023 10:00
Мы используем cookie!
Подробнее