Выставка «Мода, престол которой в Париже…» создана для того, чтобы рассказать о женской моде 1820-х – 1860-х годов, ее основных направлениях и показать, как быстро она менялась на протяжении этого времени.
В лермонтовскую эпоху законодателем женской моды в России была Франция, которая диктовала дамам свои законы. В то время журналы без модных страничек продавались хуже, чем те, в которых публиковали изображения нарядов. С особым пристрастием светские львицы изучали новые веяния.
Бальный наряд отличался тщательностью и продуманностью. М. Ю. Лермонтов, рассказывая о княгине Лиговской в одноименном ро-мане, пишет: «От этого бала зависел успех ее в модном свете… некстати пришитый бант, не на месте приколотый цветок мог навсегда разрушить ее будущность». Вот картина светского бала в передаче поэта: «…о! дамы были истинным украшением этого бала, как и всех возможных балов!.. сколько блестящих глаз и бриллиантов, сколько розовых уст и розовых лент… чудеса природы и чудеса модной лавки… волшебные маленькие ножки и чудно узкие башмачки, беломраморные плечи и лучшие француз-ские белилы<…> – в моих понятиях, женщина на бале составляет с своим нарядом не-что целое, нераздельное, особенное…».
М. Ю. Лермонтов признавал, что «наряды необходимы счастью женщины, как цветы весне», но остроумно замечал:
В наряде их нет милой простоты,
Все так высоко, так взгромождено,
Как будто бурею на них нанесено.
Однако, судя по изображениям, современницы поэта умели носить свои одежды с большим изяществом.
Из XVIII века в XIX перешла мода на платья прямоугольного силуэта с очень завышенной линией талии в стиле ампир. Но уже в начале 1820-х годов воз-вращается жесткий корсет, а под платье надевают накрахмаленные нижние юбки. Правда, платья становятся чуть короче и напоминают неширокий колокол. К началу 1830-х женская мода вступает в эпоху романтизма. Появляются платья с опущенной линией плеча, объемными, значительно расширенными в верхней части рукавами и широкой юбкой длиной до щиколотки. Моду на тонкую талию поддерживали корсе-тами: объемные рукава и юбка с несколькими накрахмаленными подъюбниками (иногда их количество доходило до восьми) только усиливали эффект.
О разнообразии модных тканей писал «Московский телеграф», картинки и несколько номеров которого украшают выставку. Каждый месяц в журнале помещались большие отчеты о тканях, рисунках на них и модных цветах: «...персидский ситец, узоры и фасоны его в моде! То же можно сказать и про индийскую тафту (фуляр). Тафта покрыта сложными узорами: огурцы с разводами по белому и светло-желтому фону, по голубому и цвету осинового листа... Узоры бывают разводами, розетками и горошком... Также нет ни одной щеголихи, у которой не было бы платья из персидского ситца или хотя бы кисейного, или другой ткани, только с персидским узором. Из кисеи делают шляпки и платья более или менее нарядные; из персидского ситца – утренние шлафроки и полунарядные платья».
На выставке показано развитие модных тенденций и в 1850 – 1860-х годах. В это время популярным стал кринолин: носили очень широкие юбки на обручах, последовательно соединенных тесьмой. Большое значение играли аксессуары: шляпа, перчатки, зонтик, ювелирные украшения. В экспозиции представлены цветные литографии с парижскими модами начала 1860-х годов из фондов музея-заповедника «Тарханы».
Мужская мода, в сравнении с женской, была менее изменчива, более консервативна, но и мужчинам приходилось придерживаться модных тенденций.
В экспозиции представлены предметы дворянского быта первой половины – середины XIX века: коллекция вееров, кружева и вышивки для украшения нарядов, флаконы для духов, дамские альбомы и др.
10 октября 2022 года – 10 февраля 2023 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00
Выходные: понедельник, вторник
Билеты: взрослый – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.