Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ. АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СОКОЛОВ»
К 100‑летию со дня рождения
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и из собрания семьи художника


10 сентября 2022 года исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Константиновича Соколова – заслуженного деятеля искусств РФ, члена Союза художников Санкт-Петербурга, известного живописца и педагога, мастера портрета и пейзажа, автора монументальных росписей и мозаичных панно, украшающих вестибюли станций петербургского метрополитена, преподавателя ЛВХПУ им. В. И. Мухиной и профессора кафедры живописи и композиции, декана живописного факультета Академии художеств (1977 – 1983), а также руководителя летней практики студентов Академии художеств в Пушкиногорье (1972, 1973, 1978, 1993, 1998 гг.).

Алексей родился в семье известного художника Константина Алексеевича Соколова и Прасковьи Михайловны Денисовой, драматической актрисы, ставшей одной из основательниц петербургского ТЮЗа. Он с детства увлекался рисованием, учился в художественной школе при институте им. И. Е. Репина. В Великую Отечественную войну воевал в народном ополчении, куда пошёл добровольцем, был ранен. После войны продолжил учебу в институте им. И. Е. Репина, совершенствуя свое мастерство в творческой мастерской В. М. Орешникова. Уже в студенческие годы работы Алексея стали приобретать свой собственный узнаваемый стиль.

В 1947 году в Пушкинском доме, в Ленинграде, где он тогда работал, А. Соколов познакомился с директором Пушкинского Заповедника С. С. Гейченко. Это знакомство во многом определило и дальнейшую судьбу мастера.

«Я не могу представить себе русского художника, которого бы не коснулась жизнь, судьба и гений Александра Сергеевича Пушкина, а если художнику выпадает счастье посетить однажды святые Пушкинские Горы: Михайловское, Тригорское, Петровское, можно сказать определённо – частица души его останется здесь навсегда. В моей жизни это случилось в 1949 году. … Пушкинский Заповедник возрождался из страшного лихолетья. … Казалось, всё в природе радуется и ликует, всё ожило, всё распустилось, расцвело, запело», – вспоминал Алексей Константинович.

В фондах Пушкинского Заповедника хранятся три живописных этюда, созданных в тот приезд. Два из них – «Пруд с серебристыми ивами» и «Савкина горка» – представлены в экспозиции выставки.

С того времени А. К. Соколов стал частым гостем в Заповеднике и его преданным другом: «Вот уже почти пять десятков лет я езжу в Пушкинские Горы – и зимой, и осенью, и весной, и летом, живу подолгу, работаю. И Пушкин мне открывается с каждым приездом».

Всё, что связано с мемориальной усадьбой Ганнибалов в Петровском, занимало особое место в жизни мастера. «Эти места стали нашей второй родиной. В Петровском стоят наша изба и баня. Здесь выросли дети и внуки, и были не дачниками, а старожилами этих мест, а Алеша – бессменным помощником во всех делах и заботах Заповедника», – вспоминала супруга художника Г. Ф. Соколова.

Союз природы и поэзии нашёл отражение в наполненных светом и воздухом пейзажах Соколова, представленных на выставке, а пушкинская тема стала для автора одной из важнейших.

Но любимейшим жанром мастера был портрет. Он говорил: «Портрет писать я очень люблю. Это самое интересное в искусстве. В процессе письма начинается удивительное общение. Оно как откровение и неизъяснимая тайна. Ведь все чувства передаешь не словами, а красками и рисунком. Из такого разговора художника с моделью рождается образ, в котором присутствуют не только черты и характер портретируемого. В нем всегда присутствует личность самого художника, тайна его жизни».

А. К. Соколов создал целую галерею портретов своих современников. В экспозиции – портреты выдающихся деятелей культуры Марины Влади (1961 г.), Андрея Миронова (1977 г.), Алисы Фрейндлих (1992 г.), Мстислава Ростроповича (1998 г.) из собрания Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, портрет С. С. Гейченко (1987 г.) из фондов Пушкинского Заповедника.

В 1960 году мастер ездил на стажировку во Францию и привез оттуда чудесные работы. На выставке можно увидеть виды Оливе, Парижа и его окрестностей, предоставленные семьёй художника. Эти пейзажи, воспевающие красоту мира, проникнуты тонким лиризмом и оживлены яркими впечатлениями.

Алексей Константинович скончался 2 сентября 2001 года и похоронен на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге. Работы мастера украшают государственные и частные коллекции России, Европы, США и Китая, но лучшей наградой для художника всегда были его выставки в дорогих его сердцу местах. Пушкиногорье для Соколова – это «райские кущи», куда мастер всегда стремился и откуда уезжал духовно обновленным.

Т. В. Морозова,
специалист по экспозиционной и
выставочной деятельности Пушкинского Заповедника









18 мая – 30 июня 2022 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда – воскресенье: с 09.00 до 17.00

Выходные: понедельник, вторник

Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 14 лет – 10 руб.

6+





Дата создания: 12.05.2022 10:00
Дата обновления: 12.05.2022 10:00
Мы используем cookie!
Подробнее