Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПЕТР И ПУШКИН»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника к 350-летию Петра Великого


Выставочный проект Пушкинского Заповедника «Петр и Пушкин» приурочен к 350-летию со дня рождения Петра I, целью которого является показать изобразительными средствами трактовку образа Петра I и его эпохи в контексте пушкинских произведений.

Тема Петра в творчестве А. С. Пушкина есть примечательное явление. Это «встреча» двух существенных точек русской культуры: Петра и Пушкина, ставшего ярким проявлением нового типа личности – итога процессов русской жизни, чьё начало связано с преобразованиями Петра I. Говоря стихами Марины Цветаевой, Пушкин – «Последний – посмертный – бессмертный /Подарок России – Петра».

Изучению Петровской эпохи Пушкин посвятил полтора десятка лет. Работа над остальными историческими звеньями – времена Смуты, русская история XVIII века, история Пугачева, замыслы создания истории своего времени – так или иначе была связана с временем Петра I. На этом материале Пушкин решал наиболее актуальные политические вопросы о природе власти вообще и, в частности, самодержавия, искал объяснения социального положения в России, связанного с созданным Петром I типом государственности, отыскивал тенденции развития его исторических реформ, которые сказывались спустя «сто лет».

Экспозиционный показ представлен в шести разделах, расположенных в выставочных залах Музея П. А. и В. П. Ганнибалов.

Первый раздел выставки с условным названием «Начало славных дней Петра» рассказывает о первых подступах Пушкина к теме Петра, отраженной в статье «По смерти Петра» и открывающей автобиографические записки 1821 года, к которым поэт приступил, находясь в Кишиневе. По свидетельству Пушкина, в конце 1825 года он «принужден был» их «сжечь» «при открытии несчастного заговора» декабристов.

Дальнейшее развитие петровская тема получила в «Стансах», написанных 22 декабря 1826 года в Москве. Образ «вечного работника на троне» – Петра I – возник в эту пору в связи с надеждами Пушкина на просвещенного монарха, каким поэту казался Николай I. И весь пафос стихотворения – это стремление «в надежде славы и добра» указать императору на пример Петра I, который «нравы укротил наукой», «смело», сея «просвещенье». Убеждая императора быть «памятью, как он, незлобен», Пушкин выражает пожелание о возвращении декабристов из Сибири.

Второй раздел «Петра питомец» освещает сюжет исторического романа «Арап Петра Великого», над которым Пушкин работал в начале осени 1827 года в Михайловском. Он основан на «семейственных преданиях» о чёрном его прадеде А. П. Ганнибале – питомце и крестнике Петра I, ставшим, по определению Пушкина, его «наперсником». Здесь образ Петра – «вечного работника на троне» – раскрыт уже с разных сторон. Глазами «наперсника», рисуется фигура Петра, сведенная Пушкиным с «одических» небес, на которые её подняли поэты XVIII века.

Третий раздел под названием «Самая зрелая… стихотворная повесть» посвящен поэме «Полтава», в которой вслед за «Арапом Петра Великого» петровская тема предстала апофеозом дела Петра, торжеством преобразованной им России над шведским королем Карлом XII.

Четвертый раздел с названием «На берегу пустынных волн» посвящён поэме «Медный всадник». В этой написанной в болдинскую осень 1833 года «Петербургской повести», как очень точно назвал её в подзаголовке сам Пушкин, изображается разрушительная сила произошедшего 7 ноября 1724 года сильнейшего наводнения, о котором Пушкин узнал, находясь в михайловской ссылке. В ней атрибутом Петра, кроме творческого, разумного, организующего мира духа, оказывается грозная безжалостность. Но в то же время нигде Пётр, избавленный от случайных житейских примет, не выглядит так величественно, «богоподобно».

Пятый раздел выставки под названием «Я непременно напишу историю Петра I» рассказывает о последнем труде Пушкина – «Истории Петра», к работе которой он приступил в марте 1832 года.

«История Петра», точнее материалы к «Истории», как определил сам Пушкин, составляет самый обширный труд, охватывающий в хронологическом порядке события петровского времени. На его основе Пушкин предполагал написать историю Петра «в год или в течение полугода» и затем «исправлять по документам», глубоко понимая историческую необходимость и значение деяний Петра I, подчеркивая в них именно преобразовательную, созидательную сторону в своих произведениях.

И завершающий шестой раздел «В вечное владение...» освещает 280-летие со дня указа императрицы Елизаветы Петровны пожалования 12 января 1742 году Абраму Петровичу Ганнибалу «за долговременные и верные службы» из псковской царской вотчины «пригорода Воронича Михайловской губы <...> в которой показано по переписи генеральной пятьсот шестьдесят девять душ со всеми к ней принадлежащими землями в вечное владение». И 280-летие со дня рождения двоюродного деда поэта П. А. Ганнибала, в котором Пушкин нашёл источник «семейственных преданий» и от которого получил документы, касающиеся его легендарного прадеда, ставшего литературным персонажем в романе «Арап Петра Великого».

Основу тематической выставки составляют экспонаты музейного фонда Пушкинского Заповедника, наряду с которыми будут представлены работы из собрания художников и предметы из частных коллекций.

Образ Петра представлен в самых разных формах: от традиционного в XVIII веке портрета, так называемого парадного, и сочиненного рубежа XIX–XX и XXI веков. Произведения художников, создавших свою индивидуальную манеру изображения, передают образы исторических лиц благодаря умению увидеть в пушкинских персонажах живых людей во всей их портретной убедительности и психологической сложности.

Если роскошный рисунок Н. В. Кашкиной создаёт одной линией выразительные фигуры на белом листе, если акварельные рисунки братьев В. Г. и А. Г. Трауготов лёгкие и изящные, будто кисть и перо летает в руках художников, чуть касаясь бумаги, если линогравюры Рудольфа Яхнина, офорты Энгеля Насибулина, акварели В. А. Серова, рисунки Д. А. Шмаринова совершенны внутренней экспрессией, если ксилографии Ф. Д. Константинова, несмотря на обилие подробностей и деталей, не кажутся натуралистическими, то иллюстрации Л. Е. Фейнберга, Г. Ф. Штейна, Е. М. Родионовой, А. Д. Силина, И. И. Ершова, В. Ф. Алексеева дают возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения.

Колорит в сюжетной композиции выставки придают работы художника петербургской школы Натальи Аксёновой. В своём видении человеческих страстей, используя разную технику письма, она тонко раскрывает внутренний мир литературных героев Пушкина, давая простор воображению с помощью рисунка и цвета.

Открытие выставки состоится 21 мая 2022 года.

Л. В. Козмина,
кандидат филологических наук,
хранитель Музея-усадьбы Ганнибалов («Петровское»)









1 мая – 30 декабря 2022 года

Дом-музей П. А. и В. П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское»

Вторник – воскресенье: с 10.00 до 17.00

Выходной: понедельник

Билеты: взрослые – 70, дети до 14 лет – 50

6+






Дата создания: 07.05.2022 10:00
Дата обновления: 07.05.2022 10:00
Мы используем cookie!
Подробнее