Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ В ПЕТРОВСКОМ»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника


Зима в Пушкиногорье закрепляет своё звание самого чарующего времени года, завораживая прелестью природы, окутанной в белоснежные одежды. Погрузиться в эту таинственную и радостную атмосферу зимнего волшебства можно и вовремя прогулок по заснеженным аллеям старинных парков, и благодаря встрече с изобразительным искусством на выставке «Зимние забавы в Петровском».

Захватывающее своим молодечеством развлечение, переданное в работе Ольги Муратовой «Зимнее катание на озере Маленец», наверное, было одно из самых желаемых забав среди всех сословий в пушкинское время. В поэтических строфах «Евгения Онегина» предстает картина любимой зимней забавы деревенской детворы:

Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета,
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.

Первые сведения об увлечении Пушкина коньками, моду на которые ввел Петр I, вернувшись из Европы, приходятся на лицейский период жизни. Иван Пущин в книге «Записки о Пушкине» рассказывает, что лицеисты «зимой для развлечения ездили на нескольких тройках за город завтракать или пить чай в праздничные дни; в саду, за прудом, катались с гор и на коньках». На катке часто проявлялся весёлый и задиристый нрав юного Пушкина: он любил пугать знакомых, промчавшись на большой скорости по ледяной глади мимо них. В стихотворении «Осень» поэт восклицает:

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

В пушкинское время праздник в усадьбе существовал как иллюзорное объединение всех его участников. Под семьей подразумевались не только многочисленные родственники и домочадцы, но и соседи окрестных усадеб, и обслуживающая прислуга, и дворовые люди, включающиеся в семейный круг хозяина вотчины. Вот и петровский барин, доброжелательный Вениамин Петрович Ганнибал, услаждавший гостей не только оркестровками собственных сочинений, но и простонародным слогом, не пугающим «ничьих ушей живою странностью своей», предстает в жанровой картине Натальи Аксеновой.

На рубеже XIX–XX веков праздник, как правило, вписанный в календарный цикл, устраивался, прежде всего, для молодежи и силами юных. Разнообразие зимних развлечений создавали игровое поле усадьбы. Здесь зарождалась первая любовь, происходили первые знакомства, возникающие при совместной подготовке памятных рождественских сюрпризов.

И хотя в усадьбах рождественская ёлка, некогда устроенная в конце 1830-х годов в Петербурге Николаем I, долгое время не признавалась, но ситуация постепенно изменилась, и в 1860-е годы она становится рождественским праздничным атрибутом, одной из главной забавы дворянских детей, на которую приглашалась и деревенская детвора.

Устанавливали ёлку накануне праздника, украшая это вечнозеленое деревцо цветами, лентами, расписными бантами, соломенными и бумажными снежинками, грецкими вызолоченными орехами, яблоками, мандаринами, кистями винограда, сделанными конфетами, разноцветными фонариками, поздравительными открытками, полюбившимися книгами, среди которых обязательно присутствовали пушкинские сказки, гофманский Щелкунчик и милая девочка из рассказа Андерсена «Ёлка».

Радость восхищения ожидаемой встречи с рождественской ёлкой передано на акварельном рисунке Натальи Аксёновой, который представлен в окружении декоративных скульптурных работ на тему зимних забав. Изображенные Аксёновой «Рождественские забавы у Княжевичей» воспроизводят воспоминания В. Д. Лачиновой, сестры Е. Д. Княжевич, последней хозяйки Петровского:

«Одна из аллей парка шла круто под гору… Зимой над этой горой строилась еще высокая деревянная, и что за чудесное было там катанье с горы на салазках. И как только не катались: то в одиночку, то поездом, держась друг за друга, то взволакивая на гору большие дровни, то на коньках, что не всегда хорошо кончалось. Обычно Петровское оживлялось зимою только на рождественских каникулах, когда туда съезжалась масса молодежи из города и из всех соседних имений, как мухи на мед, туда-же стремились соседи. Сколько веселья, оживления и радостей видело тогда Петровское!».

Как правило, праздник в усадьбе завершался при всеобщем веселье красочным фейерверком, ликование которого передано на картине Ольги Муратовой «Фейерверк в Петровском».

Традиция зажигать фейерверки пришла в Россию из Голландии во второй половине XVII столетия, в последние годы царствования Алексея Михайловича. Самый первый фейерверк был устроен в 1674 году в Устюге. Свой размах и популярность праздники с фейерверками получили при Петре I, установившего своим указам встречать Новый Год – 1 января, сделав праздничными семь первых январских дней. В течение этих дней должно: дома украшать еловыми ветками, по всему Петербургу разводить костры, палить из всевозможных орудий, зажигать бенгальские огни и римские свечи.

Введенная традиция Петром I стала самой желанной радостью детей и взрослых, ведь многие «зимние забавы», что представлены в живописных и графических картинах на выставке популярны и в наши дни.

Л. В. Козмина, кандидат филологических наук,
хранитель музея-усадьбы «Петровское»








2 января – 1 марта 2022 года

Дом-музей П. А. и В. П. Ганнибалов в музее-усадьбе «Петровское»

Вторник – воскресенье: с 10.00 до 17.00

Выходной: понедельник

Билеты: взрослые – 50 руб., дети до 16 лет – 30

6+






Дата создания: 20.01.2022 13:00
Дата обновления: 20.01.2022 13:00
Мы используем cookie!
Подробнее