Выставочный проект «Ба! Знакомые все лица!» демонстрирует одно из уникальных изобразительных свидетельств начала 1820-х годов – альбом рисунков с представителями губернского дворянства и военного начальства.
В 1996 году Государственный музей А. С. Пушкина приобрел альбом рисунков в коленкоровом переплете с тисненной золотом дореволюционной надписью «г. Воронеж в 30-х годах XIX столетия». В нижнем углу обложки стоит фамилия «Лодыгин», которая означает то ли владельца, то ли автора рисунков, который, к сожалению, не оставил автографа.
Благодаря научно-исследовательской работе кандидата исторических наук, руководителя Департамента культуры города Москвы А. Кибовского и старшего научного сотрудника музея Л. Карнауховой подлинное место и время создания альбома восстановлены, атрибутированы изображенные в нем лица.
39 портретов, в том числе ранее неизвестные изображения, собранные воедино, позволяют узнать, кто окружал А. С. Пушкина в период михайловской ссылки 1824–1826 годов. Новизна и ценность представленной иконографии заключается в манере исполнения и передаче портретного сходства изображенных персон.
Губернский альбом сам по себе является замечательным свидетельством эпохи. В дворянской культуре первой половины XIX века такие сборники занимали важное место, представляя собой целый внутренний мир, в озорных шаржах и откровенных поэтических экспромтах которого встречалось больше правды, чем в допущенных цензурой произведениях литературы и искусства.
В альбоме представлено провинциальное дворянство, живые типажи которого Н. В. Гоголь, с подачи А. С. Пушкина, кристаллизует в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Портреты нарисованы по единому образцу, одной рукой и образуют серию самостоятельных произведений. Значительную часть из них составляют шаржированные портреты чиновников местной администрации.
Помимо псковского дворянства в альбоме зарисованы находившиеся в городе военные. На акварелях представлены плац-майор Зайцев, штаб-офицеры Псковского гарнизонного батальона Самарин, Дертен и Цилиакус, командир Псковской жандармской команды капитан Зуйков, военный врач Холодович, инженер-путеец барон Спенглер. Все они являлись участниками славных боевых походов начала XIX века.
Среди рисунков есть изображение знакомого Пушкина – участника Отечественной войны 1812 года и заграничных походов генерал-майора Ивана Александровича Набокова. В период михайловской ссылки поэта в 1824–1826 годах он командовал 3-й пехотной дивизией, штаб которой стоял в Пскове. Его супруга Екатерина Ивановна являлась сестрой близкого лицейского друга Пушкина, декабриста Ивана Пущина, которому посвящено знаменитое стихотворение этого периода «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Наведываясь изредка в Псков, поэт был желанным гостем в доме Набоковых.
Большой интерес представляет изображение генерал-майора Ивана Петровича Кульнева – брата знаменитого героя Отечественной войны 1812 года Якова Петровича Кульнева. Он тоже воевал с французами, сражался под Полоцком, Чашниками, при Березине, осаждал Данциг и Гамбург, а после возвращения в Россию практически постоянно жил в Пскове. 14 февраля 1826 года И. П. Кульнев вместе с женой Олимпиадой Сергеевной был на обеде у генерал-майора Густава Беттихера, где присутствовал и Пушкин. Гости, в том числе дамы, играли в карточную игру «курочка».
Кто же был автором столь замечательных рисунков? Фамилия «Лодыгин», указанная в углу обложки альбома, наводит на мысль, что им являлся адъютант генерала Набокова поручик Федор Михайлович Лодыгин. Молодой штабной офицер, в феврале 1826 года он трижды встречался с А. С. Пушкиным в Пскове и очень подходил на роль озорника, слегка подтрунивающего над провинциальными дворянами и ветеранами гарнизона. Однако при тщательном исследовании выяснилось, что подпись на альбоме ошибочна.
Со всей уверенностью можно утверждать, что неизвестный художник хорошо знал высшее псковское общество. Он видел в нем комичное и одновременно имел положение, позволявшее без опаски иронизировать в отношении «отцов города». Удалось узнать, что он состоял при губернаторе фон Адеркасе, без согласия которого не отважился бы на портрет императорского флигель-адъютанта. И это объясняет тот факт, что в альбоме нет шаржа на самого губернатора, который, по-видимому, выступал заказчиком этой работы.
Такое предположение позволяет вернуться к вопросу о фамилии на обложке. В 1826 году, после десяти лет управления Псковской губернией, фон Адеркас был переведен в Воронеж. Очевидно, при отъезде из Пскова он забрал с собой памятный альбом, который, когда он умер, стал ассоциироваться у наследников с финальным местом его службы. После смерти фон Адеркаса Воронежской губернией шесть лет управлял Д. Н. Бегичев. А вот после него с 16 июля 1836 года по 1 февраля 1841 года воронежским губернатором служил генерал-майор Николай Иванович Лодыгин – георгиевский кавалер, доблестный ветеран наполеоновских войн. Возможно, альбом предшественника каким-то образом попал к нему. Связей с воронежской землей прежде Н. И. Лодыгин не имел и после отставки уехал на родину, в фамильное сельцо Алексейково Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, которое в последующем перешло к его дальнему родственнику, предводителю вышневолоцкого дворянства отставному полковнику Александру Федоровичу Лодыгину. До революции бумаги Николая Ивановича хранились в усадьбе, но затем следы архива теряются. Возможно, папка с рисунками была его частью. В этом случае наследники Лодыгина, а может быть даже и он сам, о псковском дворянстве уже никак не могли догадаться и вполне закономерно приписали альбом Воронежу, украсив коленкоровый переплет неверным заголовком – «г. Воронеж в 30-х годах XIX столетия» – и владельческой надписью.
20 августа – 1 октября 2022 года
Выставочный зал музея-усадьбы «Михайловское»
Среда – воскресенье: с 10.00 до 17.30, суббота с 12.00 до 19.30
Выходные: понедельник, вторник
Вход бесплатный