Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


ПСКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В МИНИАТЮРЕ
Из собрания Пушкинского Заповедника


Выставка из собрания Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» (Псковская область, Российская Федерация) представляет реконструкцию русского костюма, выполненную в технике объемной аппликации. Это традиционная одежда крестьян Псковского региона России XIX века. Кукольная миниатюра позволяет увидеть полные комплексы мужских, женских, детских, повседневных и праздничных костюмов, относящихся к разным сезонам.

Псковский крестьянский костюм воссоздан в мельчайших деталях. В нем проработаны все составляющие образа: от нижней (нательной) рубашки до головного убора. Традиционным материалом для Псковской области является лён. Из него крестьяне делали тонкие, плотные и грубые ткани, которые окрашивали в синий цвет с помощью краски «индиго», смеси воска и глины.

Главное требование, предъявляемое к крестьянской одежде, было удобство, дававшее свободу движений, и циркуляция воздуха.

Характерной особенностью женской одежды в России является «сарафан» – длинное широкое платье без рукавов. Такое платье шилось из двух прямых отрезов ткани, соединенных при помощи боковых клиньев. Особую роль в украшении «сарафанов» играли пуговицы. Сильно расклешенный силуэт «сарафана», вертикальные линии отделки подчеркивали стройность женской фигуры.

Мужской костюм в XIX веке не отличался большим разнообразием. В комплект мужской одежды входили штаны-«порты» из домотканого льняного сукна. Штаны были короткими, так как заправлялись в сапоги. На холщевую рубашку одевалась верхняя одежда – «кафтан» со сборкой по талии или шуба.

Обязательным атрибутом русской одежды является пояс, который наравне с нательным крестом считался признаком крестьянства. Без него выходить из дома было недопустимо.

Праздничный наряд традиционно украшали вышивкой или орнаментом красного цвета. Крестьяне считали красный цвет охранительным (оберегом) и празднично-красивым одновременно. Традиционно такие орнаменты располагались в местах, где заканчивалась одежда – по вороту, рукавам или подолу.





Праздничный летний женский наряд

Элементы костюма:
– нательная рубашка – «рукава», состоящая из двух частей: верха из тонкой ткани и юбки из грубого льняного полотна
– ситцевый сарафан, сшитый из четырёх прямых полотнищ ткани мануфактурного изготовления в виде широкой
высокой юбки со сборками на груди
– передник, украшенный вышивкой и кружевом, прикрывающий нижнюю часть костюма
– шелковая шапочка - «сборник» на твёрдой основе. Часть лба прикрывает сетка из бисера – «поднизь»



Праздничный женский наряд

Элементы костюма:
– домотканая льняная рубаха – «стануха», поверх которой одевается шерстяная юбка «понева»
– плетеный пояс
– бусы из бисера



Повседневная летняя одежда замужней женщины

Элементы костюма:
– домотканая льняная рубаха – «стануха» с красной вставкой на груди
– клетчатый сарафан
– тканый пояс
– «повойник» – головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью покрывавший волосы
– платок, который повязывали поверх повойника, выходя на улицу



Повседневная мужская одежда

Элементы костюма:
– домотканая льняная рубаха – «косоворотка» со стоячим воротником, разрез горловины находится с левой стороны,
одевалась поверх брюк
– брюки «порты» из домашнего тканого полотна в мелкую полоску
– шапка «гречневик», валеная из овечьей шерсти в форме высокого усечённого конуса с маленькими полями
– пояс круглый, витой, концы украшены кисточками
– обувь «поршни», шитые из кожи, крепились к ноге завязками



Повседневная летняя мужская одежда

Элементы костюма:
– рубаха – «косоворотка» из домашнего тканого полотна со стоячим воротником, застёгивающимся на одну пуговицу, разрез горловины находится с левой стороны
– брюки – «порты» из грубого домашнего тканого полотна
– обувь «чуни» или «гужовики» плетёные из льняных верёвок, крепились к ноге длинными завязками
– пояс круглый, витой, концы украшены кисточками



Свадебный наряд зажиточной крестьянки

Элементы костюма:
– нательная рубашка – «рукава», состоящая из двух частей:
– верх сшит из тонкой мануфактурной ткани и украшен вышивкой,
– низ сшит из домотканого льняного полотна
– сарафан парчовый на лямках, сшитый из пяти полотнищ и украшенный тесьмой и пуговицами
– головной убор невесты – «кокошник шишак», его украшают своеобразные шишки из перламутра и речного жемчуга
– платок из шёлка, повязанный поверх головного убора



Праздничная летняя одежда молодых девушек

Элементы костюма:
– нательная (нижняя) широкая рубашка, сшитая из четырёх
– прямых полотнищ со сборным воротом, с широким рукавом
– сарафан из крашеного льна на длинных лямках,
– украшенный красной лентой
– пояс домашнего ткачества
– платок набивной с цветами мануфактурного производства



Свадебный наряд крестьянина

Элементы костюма:
– рубашка с вышивкой по вороту, рукавам и подолу
– брюки – «порты» из домотканого полотна в мелкую полоску
– свадебный пояс широкий и длинный до 3 метров,
– несколько раз обматывается вокруг туловища
– головной убор с козырьком – «картуз»




30 августа – 30 сентября 2022 года

Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа (Республика Беларусь, г. Минск, ул. Академическая, д. 5)

В СМИ о выставке



21 мая – 26 июня 2022 года

Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» (Республика Беларусь, Витебский район, Мазоловский сельсовет, деревня Койтово)

Фоторепортаж с открытия выставки


6+





Дата создания: 20.05.2022 12:00
Дата обновления: 24.08.2022 17:00
Мы используем cookie!
Подробнее