Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«УЗОР НЕВИДАННОЙ КРАСЫ»
Выставка бисера из собрания Пушкинского Заповедника в Тверском государственном объединённом музее

Коллекция русского бисера в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает порядка семидесяти уникальных предметов. Многообразные произведения данного вида декоративно-прикладного искусства напоминают не только о модном занятии, но и служат своеобразной иллюстрацией времени, рассказывая о женском мире, отраженном в атмосфере дворянской усадьбы, когда прогулки, чтение, письмо и домашнее рукоделие были чуть ли не главным содержанием усадебной жизни в России.

Бисер (от араб. – стеклярус) – мелкие, разной формы бусинки из прозрачного или цветного стекла со сквозным отверстием для продевания нитки. (Терминологический словарь одежды). Первоначально его изготавливали вручную, и стоил он достаточно дорого. Такие покупки могли позволить себе только очень состоятельные люди, а количество бисера на одежде даже служило показателем статуса.

Бисер занял особое место в русской культуре второй половины XVIII–XIX веков. Им украшали дамские наряды, рясы священнослужителей, национальные костюмы, головные уборы, мебель, иконы и настенные панно и т.д.

Считается, что первые древние украшения из бисера появились более 4000 лет назад в Фивах. Согласно старинной легенде, египетские моряки, когда разводили костёр, обложили его содой. Утром на углях обнаружили гладкий, довольно твердый и прозрачный камень. Так появилось стекло, а чуть позже – и бисер.

В Средние века центром производства бисера стала Венеция. Со временем у города появились конкуренты со своими технологиями – чешская Богемия, Германия, Англия и Франция.

В России производство бисера связывают с деятельностью великого русского учёного М. В. Ломоносова, который первым стал изучать цветное стекло и заложил научную основу в его производство. Сначала – в открытой им в 1748 году лаборатории, а с 1753 года – на фабрике в Усть-Рудице, в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии. Но, после смерти ученого, лишь часть из его разработок нашла применение на других стекольных производствах.

Мода на бисерные изделия пришла в Россию к концу ХVIII века. Расцвет данного рукоделия, как самостоятельного вида прикладного искусства, пришёлся на 30-е годы ХIХ века, когда бисер ещё в огромных количествах ввозился из Европы. Изготовлением изделий из него первоначально занимались представительницы привилегированных сословий. Со временем технический прогресс удешевил процесс производства, и этот вид рукоделия стал доступен другим слоям общества. Очень много вышивали и в монастырях.

Техники изготовления бисерных изделий были разными. Вышивка использовалась в основном для изготовления плоских предметов – настенных панно, плоских сумочек, кошельков, вставок в бювары, портмоне, записных книжек и т.д. Для создания объемного или круглого изделия использовали крючок, реже – спицы. Низание применяли для оплетки шкатулок, сундучков, чернильниц, стаканов, бутылей и других объемных предметов. Реже всего использовалось бисерное ткачество. Этот метод был довольно трудоемким и требовал наличия ткацкого стана. Применялся он, главным образом, для изготовления картин.

Сюжеты и орнаменты бисерных изделий были чрезвычайно разнообразными. Чаще всего рисунки рукодельницы выбирали по схемам, печатавшимся в специализированных изданиях или руководствах по созданию предметов из бисера. Выбранный рисунок обычно нёс определённую смысловую нагрузку. Например, сова олицетворяла мудрость; собака – верность и преданность; рог изобилия – процветание и удачу; змея, кусающая себя за хвост – вечность; голубь – посланца любви; бог торговли Меркурий – коммерцию. Большой популярностью пользовался «селам» или язык цветов, модный в первой трети ХIХ века.

Пасторальные сцены, военная символика, восточные мотивы, картинки из народной жизни, библейские сюжеты, жанровые сценки, сцены охоты часто использовались для создания настенных панно и картин. В экспозиции – вышитое панно в форме подноса с изображением цветов и птицы на ветке (2-я треть ХIХ века), и картина «Играющие в войну дети» (1860–1870-е годы).

Сумочки – непременный дамский аксессуар для выхода. В самом конце ХVIII века из Европы в Россию пришла мода на дамские сумочки, расшитые бисером. Вначале они были овальными или прямоугольными, а сверху стягивались шнурком. В первой трети ХIХ века у них появляются металлические замки. На выставке – две дамские сумочки того времени.

Кошельки и монетницы с бисерным декором также были чрезвычайно востребованы. Кошельки были прямоугольной формы и закрывались на металлический замок. Монетницы напоминали мешочки с прорезью посередине для опускания монет. Прорезь закрывалась двумя металлическими колечками. Также были распространены монетницы в виде кувшинчиков. Кошельки могли принадлежать как женщине, так и мужчине, монетницами обычно пользовались дамы, а бумажники – чисто мужской аксессуар. В то время они застегивались стержнем, вставлявшимся в металлические петли. На выставке представлены различные виды кошельков и бумажник того времени.

В первой половине ХIХ века были популярны курительные трубки с расшитыми бисером чубуками и мундштуками. Они присутствовали почти в каждом мужском кабинете того времени. Чехол для чубука первой половины XIX века так же можно увидеть на выставке.

Предметы, украшенные бисером, присутствовали и на письменном столе. Это чернильницы в бисерных чехлах, перочистки, бювары с вышивкой бисером, книжные закладки и т.д. Чернильница первой трети ХIХ века и перочистка середины ХIХ века стали украшением выставки.

Модный аксессуар дворянского быта ХIХ века – вышитая бисером сонетка – создана в 20-30-е годы XIX века. Сонетки крепились к комнатному звонку для вызова прислуги.

Бисерные изделия можно было увидеть и на обеденных столах. Для стаканов создавались бисерные чехлы, украшались бисером ручки ложек, вилок и ножей. В экспозиции – изящный подстаканник 1830-х годов.

Украшали бисером и одежду. Пример тому – шапочка-скуфейка, представленная на выставке. Такие шапочки были частью мужского домашнего гардероба. Упоминает скуфейку в своём творчестве и А. С. Пушкин. Она присутствует в домашнем наряде Чарского, одного из главных героев повести «Египетские ночи». Дома, в своём кабинете, он одет «…в хохлатой парчовой скуфейке, в золотистом китайском халате, опоясанном турецкой шалью…» Упоминается скуфейка и в его повестях «Кирджали» и «Станционный смотритель».

Бисерные работы из собрания музея на выставке сопровождают и дополняют изображения интерьеров усадебных домов Михайловского, Тригорского и Петровского, выполненные современными художниками Д. М. Мясниковым, Д. С. Антоновой, К. В. Коробейниковой, Е. Шашкиной и др.




Декоративно-прикладное искусство






Живопись






26 ноября 2021 года – 18 февраля 2022 года

Музей А. С. Пушкина в Торжке, филиал Государственного бюджетного учреждения культуры Тверской области «Тверской государственный объединённый музей» (Тверская область, г. Торжок, ул. Дзержинского, д. 71)

Часы работы: среда – суббота: с 10.00 до 18.00, воскресенье: с 10.00 до 17.00

Выходной: вторник

Билеты: взрослые – 100 руб., студенты и пенсионеры – 80 руб., дети до 16 лет – бесплатно

6+





Поделитесь новостью

Дата создания: 25.11.2021 15:00
Дата обновления: 25.11.2021 15:00
Во время посещения сайта «Пушкинский Заповедник» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. (Предупреждение исчезнет через несколько секунд) Подробнее