В архиве Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится личное дело сотрудника музея – художника-оформителя К. Е. Севастьянова (1928 – 1989). На листе бумаги крупным разборчивым почерком написано: «Я, Севастьянов Константин Егорович родился 23 февраля 1928 г. в г. Ленинграде в семье служащего и домохозяйки. После окончания семилетки в 1945 г. поступил и в 1951 г. окончил Ленинградское художественное училище им. Серова. С 1951 учился в институте и в 1957 г. окончил Институт живописи им. И. Е. Репина в Ленинграде. После окончания института три года работал художником декоратором в Лен. театре юных зрителей. Работал как художник в детских периодических изданиях: газете «Ленинские искры», журналах «Искорка», «Костер». С 1961 г. работаю во Всесоюзном музее А. С. Пушкина».
Скупые строки автобиографии дают лишь канву творческой судьбы художника. Он разделил со своим городом выпавшие на его долю радостные и трагические события. Вместе с матерью и сестрой пережил все дни блокады, а спустя годы был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В Академии художеств учился у известного педагога и театрального художника М. П. Бобышова. Темой его студенческого диплома стал спектакль о Пушкине. Работа в периодических изданиях давала возможность для творчества в жанре иллюстрации. Детские журналы в то время могли позволить себе свободу самовыражения, которой не было во взрослых изданиях.
За двадцать пять лет работы во Всесоюзном музее А. С. Пушкина он оформил много замечательных выставок. Помогал пополнять музейную коллекцию графическими листами, подаренными ему друзьями – ленинградскими художниками.
Пушкин, его творчество и окружение стали главными героями произведений Константина Севастьянова, а техникой, оказавшейся наиболее близкой художнику, – силуэт. Его графические листы и аппликации отличает проникновение в пушкинскую эпоху, музейная точность при передаче деталей. Можно без преувеличения сказать, что он создал «театр» теней пушкинской эпохи, и был в нем не только художником, но и драматургом, а иногда и актером – в некоторых силуэтах мы узнаем его черты. Личность художника, настрой его души отразился в его работах: все его тени – добрые, а сюжеты – светлые.
Особое место в его «размышлениях с карандашом в руке» (так он отзывался о работе художника-иллюстратора) было отведено пушкинскому Лицею и Царскосельским паркам, по которым гулял юный гений. Композиции художника изящны и необычайно поэтичны, они буквально «вырастают» из пушкинских произведений. В них читается легкость поэтического вдохновения, тонкий юмор и, конечно, любовь к главному герою его творчества. Когда рассматриваешь силуэты К. Севастьянова кажется, что по улицам и дорожкам Царского Села его вел сам поэт.
Хорошо зная фонды музея, с особенным вниманием он относился к произведениям художников-силуэтистов конца XVIII – XIX вв. и графиков, работавших в этой технике в первой половине ХХ столетия. На создание силуэтов его вдохновляли произведения Б. Кустодиева, Н. Ильина, Е. Кругликовой, Э. Голлербаха, В. Гельмерсена, В. Свитальского, Ф. Рерберга, хранящиеся в музее.
Сегодня в фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина находится более 100 работ художника. На выставке представлены листы из серии «В садах Лицея», композиции к стихотворению Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», серия работ «лицейского» цикла.
23 октября – 22 ноября 2021 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
Часы работы: с 09.00 до 17.00
Выходной: понедельник, вторник
Билеты: взрослые – 20 руб., дети до 16 лет – 10 руб.