Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ЧИТАЯ ДОСТОЕВСКОГО»
Иллюстрации к произведениям Ф. М. Достоевского из собрания Новгородского музея-заповедника



Один из филиалов Новгородского государственного объединенного музея-заповедника – Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Поэтому важным направлением комплектования фондов стало формирование коллекции графических материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. Среди авторов – В. М. Басов, М. Г. Ройтер, Т. В. Прибыловская, Н. И. Кофанов, Ю. И. Селиверстов, А. А. Ушин, Ю. Ю. Перевезенцев, Б. Л. Непомнящий, В. А. Сулимо-Самуйлло и другие. Ими в разное время были проиллюстрированы и так называемое «великое пятикнижие» («Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток», «Бесы», «Братья Карамазовы»), и менее известные произведения писателя, двухсотлетие со дня рождения которого отмечается в этом году.

Произведения Ф. М. Достоевского привлекли художников с первых журнальных публикаций. В 1848 г. рассказ «Ползунков» был в сатирическо-гротесковой манере проиллюстрирован П. А. Федотовым. Почти все художники-современники писателя следовали принципам «натуральной» школы. Они изображали события и нравы, типы и характерные ситуации. Философское содержание прозы Достоевского не находило отражения в их иллюстрациях.

В XX столетие появились первые графические сопровождения произведений Достоевского, по-настоящему созвучные литературному оригиналу. Реалисты и романтики, символисты и мастера, близкие к сюрреалистической традиции искали «своего» Достоевского.

Одним из ведущих интерпретаторов мира образов Достоевского был Михаил Григорьевич Ройтер (1916–1993). Первым опытом стала дипломная работа – серия автолитографий к повести «Униженные и оскорбленные» (1946). В этих иллюстрациях чувствуется добросовестное и вдумчивое прочтение произведения, его скрупулезное изучение. Художник точно воссоздает эпоху, рисует подробные и достоверные портреты героев. Его увлекает драматизм, казалось бы, обыденных ситуаций, скрытые за внешним спокойствием «надрывы» и трагические переживания.

Не вполне удовлетворенный своей первой серией, он, работая над циклом иллюстраций к роману «Подросток» (1949), отказывается от повествовательности, а вместе с этим и от спокойной и мягкой литографии в пользу рисунка пером. Художник создает рисунки, которые остротой росчерка, его нервностью оказываются эмоционально близкими импульсивной прозе Достоевского, характерам его героев. И хотя в целом образное решение осталось традиционным, уход от «объективизма», от простой констатации сюжета уже наметился.

В 1971 году художник показал два цикла иллюстраций к произведениям, которые были написаны Достоевским с разницей в 30 лет. Первое – превращенный в повесть незаконченный роман о воспитании «Неточка Незванова». Второе – «фантастический» (подзаголовок самого Достоевского) рассказ «Кроткая», датируемый 1876 годом, шедевр, вышедший из-под пера автора, уже написавшего к тому времени лучшие свои романы. Сближает их место действия – Петербург – и общее состояние напряжения, неустойчивости и тревожности. В этих циклах художник ушел от бытовых подробностей и повествовательности в мир душевных взлетов и кризисных ситуаций. Чаще всего он изображает двух персонажей в момент наивысшего душевного напряжения, почти всегда – в момент молчания, осознания чего-то очень важного для себя.

Петербургский художник Андрей Алексеевич Ушин (1927–2005) предложил свое видение Достоевского. Его стилистика близка экспрессионизму. Контрасты черного и белого, когда черное перевешивает, преобладает, – передают сумрачность и тревожность ключевых сцен романа «Идиот» (1959). Петербург в иллюстрациях Ушина – главный герой, подчеркивающий драматизм ситуации.

Тема Петербурга Достоевского развивается в работах Николая Ильича Кофанова (1943–1998). В них автор попытался не просто зафиксировать дома, улицы, каналы города. Он наделяет их более глубоким смыслом: они свидетели и участники трагических развязок в жизни героев Достоевского.

Символический пласт произведений Ф. М. Достоевского оказался близок художнику философу Юрию Ивановичу Селивёрстову (1940–1990). Его прочтение «Братьев Карамазовых» (1973–1984), а точнее, Легенды о великом инквизиторе, очень емко, исторично и выразительно. Художник не боится обращаться к образам средневековых авторов и к стилистике экспрессионизма. Он сжимает свою фантазию рамками формы, выбирая триптих как основу формального и смыслового решения, добиваясь у зрителя ощущения предстояния, востребованности всех его интеллектуальных возможностей.

Каждая эпоха ищет и находит в большом писателе свое второе «я». Это естественно. Ф. М. Достоевский не исключение из правил. Он современен, а потому привлекателен и для читателей, и для исследователей, и для художников.




16 сентября – 16 декабря 2021 года

Музей-усадьба «Михайловское», выставочный зал

Часы работы: среда – воскресенье 10.00. до 17.00.

Выходные: понедельник, вторник

Вход свободный

6+






Дата создания: 14.09.2021 12:00
Дата обновления: 14.09.2021 12:00
Мы используем cookie!
Подробнее