Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его.
А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V, Строфа ХLV
Чем дальше век XIX, тем интереснее вникать в подробности жизни той эпохи. Нам любопытно – как жили, одевались, что было модным и приличным; за что можно было потерять своё доброе имя и положение в обществе; как с наименьшим ущербом выйти из затруднительной ситуации, не став предметом насмешек и не уронив своего достоинства; как разрешались споры и зачем вообще были нужны дуэли?
В Википедии понятие дуэль объясняется как «строго регламентированный дуэльным кодексом вооружённый поединок, цель которого – удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить на нанесённое его чести оскорбление с соблюдением заранее условленных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоёв и зачастую ассоциируются с аристократией, хотя на самом деле не привязаны ни к одному из них. В настоящее время запрещена законодательством подавляющего большинства государств мира».
Ю. М. Лотман в «Беседах о русской культуре» писал: «Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализированное убийство».
Считается, что о чести и бесчестии в современном обществе вспоминают лишь на уроках истории и литературы, в том числе, читая «Капитанскую дочку» А. С. Пушкина с её эпиграфом «Береги честь смолоду».
Итак, что же такое честь? В словаре Даля дано такое определение: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Там же приводятся и примеры: «Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы … Честь моя этим обижена. Поле чести, поле брани, сраженье. Честь моя требует крови…».
Получается, что честь требует крови, а сохранять и защищать её может только дуэль. «Нравственность быстрого реагирования», – так назвал дуэли Д. Шеваров в своей статье «А вы помните эпиграф к “Капитанской дочке”? Что значила для Пушкина пословица “Береги честь смолоду”».
Вызов на дуэль следовал за оскорблением незамедлительно. Он мог быть сделан сразу прямо на месте, либо его присылали через секунданта в письменном виде. Больше противники не общались. За них это делали секунданты, которые в первую очередь, должны были изыскать все возможности для примирения сторон и решения конфликта миром. Они же полностью готовили поединок, оговаривая все детали, и выступали его свидетелями. Опоздание на дуэль больше чем на 15 минут считалось уклонением от сражения, а значит, и потерей чести.
Традиция разрешения конфликтов этического и нравственного характера путём дуэлей пришла в Россию из Европы в XVIII веке вместе с иностранными офицерами, поступившими на русскую службу, и просуществовала вплоть до октябрьской революции 1917 года.
Русское законодательство, начиная с Петровских времён, запрещало дуэли и рассматривало их как преступления против государственных интересов, карая смертной казнью. Правительство всеми силами и средствами боролось с ними, беспощадно наказывая и правых, и виноватых. Но это не помогало: общественное мнение было целиком и полностью на стороне дворянства, считавшего дуэли своей законной привилегией, и даже суды нередко были на стороне бретеров – так называли «профессиональных» дуэлянтов, готовых драться по любому, даже очень незначительному, поводу.
Постепенно дуэли стали настолько популярны, что на них дрались все: дворяне, мещане, солдаты, студенты, женщины и даже венценосные особы. Император Павел I вообще предлагал отменить все войны и решать конфликты между государствами путем поединков между их правителями. Эта довольно дерзкая идея отклика не получила.
Дуэли в России иностранцы часто называли «узаконенным убийством», отмечая их особенную, крайнюю жестокость. Если европейцы обычно стрелялись с дистанции 25–30 шагов, то в России – с 15–20 шагов, также стреляющий вторым мог потребовать своего противника подойти к барьеру вплотную. Так у него появлялась возможность выстрелить в безоружного противника с минимального расстояния, а стрелялись обычно «до результата» – до смерти одного из дуэлянтов.
«Дуэль с ее строгим ритуалом, представляющая целостное театрализованное действо – жертвоприношение ради чести, обладает жестким сценарием. Как всякий строгий ритуал, она лишает участников индивидуальной воли. Остановить или изменить что-либо в дуэли отдельный участник не властен», – писал Ю. М. Лотман.
Постепенно правила проведения дуэлей стали более упорядоченными. В 1836 году вышел в свет первый дуэльный кодекс графа де Шатовильяра. В 1879 году был издан ставший более популярным дуэльный кодекс графа Верже. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В России было несколько дуэльных кодексов. Один из самых известных – кодекс графа Василия Дурасова. Отрывки из него были опубликованы в четвёртом номере журнала «Родина» за апрель 2016. Вот некоторые его пункты:
«1. дуэль может и должна происходить только между равными;
2. основной принцип и назначение дуэли – решить недоразумение между отдельными членами общей дворянской семьи между собою, не прибегая к посторонней помощи;
3. дуэль служит способом отмщения за нанесенное оскорбление и не может быть заменена, но вместе с тем, и не может заменять органы судебного правосудия, служащие для восстановления или защиты нарушенного права;
4. оскорбление может быть нанесено только равным равному;
5. лицо, стоящее ниже другого, может только нарушить его право, но не оскорбить его;
6. дуэль, как отмщение за нанесенное оскорбление, возможна и допустима только между лицами равного, благородного происхождения. В противном случае дуэль недопустима и является аномалией, вторгаясь в область судебной компетенции.
[…]
10. Между разночинцами дуэль возможна, но является аномалией, не отвечая своему назначению».
Дуэль, как история человеческих отношений иногда чрезвычайно трагических, иногда нелепых и даже смешных, нашла отражение и в литературе XIX–XX вв. У А. С. Пушкина она присутствует в романе «Евгений Онегин», повестях «Капитанская дочка» и «Выстрел». По разным данным в личной жизни поэта было от 25 до 30 вызовов на дуэль, из которых состоялось всего четыре поединка, и все, кроме последнего, были бескровными. В 22 случаях инициатором вызова был сам Пушкин, его вызывали шесть раз, обстоятельства ещё двух вызовов неизвестны.
Совсем незадолго до дуэли в феврале 1836 года Пушкин в письме к князю Репнину написал: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставляю моим детям». Практически то же самое он повторил и в ноябре 1836 года, в письме к шефу жандармов графу А. Х. Бенкендорфу, объясняя свое решение вызвать обидчика: «Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни мщения, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю». Возможно, что стремление Пушкина решить конфликт с Геккернами именно таким образом объяснялось в первую очередь тем, что его имя принадлежит всей стране и должно оставаться незапятнанным везде, где его знают. В поединке у Черной речки он искал победы не столько физической, сколько нравственной. Всё, что оставалось в наследство детям – честь и имя.
Дуэли первой половины XIX века оставили значительный след в отечественной истории. Самые известные из них – поединки Пушкина с Дантесом (1837 год) и Лермонтова с Мартыновым (1841 год), в которых были убиты два величайших русских поэта. Примечательно, что высший свет встал в основном, на сторону их убийц, и они отделались весьма мягким наказанием: Дантеса лишили всех чинов, приобретённого российского дворянского достоинства и выслали из России, а Мартынов отделался тремя месяцами гауптвахты и церковным покаянием. Всё это отчетливо демонстрирует отношение российского общества того времени к дуэльным поединкам.
На выставке «Дуэль как поединок чести» экспонируются живописные, графические работы, а также предметы декоративно-прикладного искусства из фондов Пушкинского Заповедника. Среди авторов – Александр Сергеевич Бакулевский, народный художник Российской Федерации, замечательный советский и российский график, создавший уникальные иллюстрации ко многим произведениям классической художественной литературы. В технике ксилографии выполнены его иллюстрации к повести «Выстрел» и роману в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина. Также в экспозиции выставки присутствуют работы, отображающие тему дуэли в творчестве художников: Б. В. Щербакова (1916–1996), Б. М. Козмина, А. И. Мищенко (1907–1981), М. Л. Шретер, Б. М. Калаушина (1929–1999), В. Д. Сыскова и других.
Т. В. Морозова,
специалист отдела экспозиционной и
выставочной деятельности
Пушкинского Заповедника
12 декабря 2020 года – 20 апреля 2021 года
Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)
09.00–17.00
Выходные: понедельник, вторник
Взрослые – 20 руб., дети до 16 лет – 10 руб.