Представленные на выставке портреты очень разные, как по технике исполнения, так и по времени написания – от прижизненных до выполненных в начале XXI века.
Одним из самых популярных изображений Пушкина является его портрет, выполненный в 1827 году художником О. А. Кипренским по заказу друга поэта А. А. Дельвига. О поразительном сходстве портрета с моделью сразу заговорили современники. В качестве благодарности Пушкин написал художнику такие строки:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, –
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
«Кипренскому», 1827
Портрет был скопирован неизвестным художником в 1860-е годы и предназначался для Пушкинского музея Александровского лицея. Сейчас эта копия находится в постоянной экспозиции Дома-музея в Михайловском, её изображение также представлено здесь. На выставке имеются ещё два портрета, выполненных с полотна Кипренского. Это работы художника из Псковской губернии С. Мошина (1862 г.) и неизвестного художника – 1936 г.
Среди изображений Пушкина последних лет жизни большой интерес представляет гравюра, выполненная английским художником Томасом Райтом. Считается, что поэт сам заказал этот портрет для готовившегося собрания сочинений. Предварительный рисунок был сделан с натуры в конце 1836 года (не сохранился), а сама гравюра увидела свет уже после смерти Александра Сергеевича в марте 1837 года. «Обратите внимание, – писал о ней великий художник И. Е. Репин, – что в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». Один из оттисков конца XIX века с оригинала 1837 года хранится в собрании Пушкинского Заповедника и представлен на выставке.
Наибольшее количество портретов великого поэта было создано в 30-е годы XX-го века, к 100-летию со дня смерти Пушкина. Памятные мероприятия приняли общегосударственный масштаб. В этот период создавались как и монументальные тематические полотна, так и выполненные в разных техниках камерные портреты, в том числе для книг, альбомов, серий открыток, иллюстрированных календарей.
В книжном собрании Заповедника хранится юбилейное издание 1937 года, в которое вошли отдельными книжками «Маленькие трагедии», «Египетские ночи» и поэма «Медный всадник». Автором художественного макета издания и иллюстратором стал Алексей Ильич Кравченко (1889–1940). Предваряет издание портрет Пушкина, выполненный художником в мягкой, нежной манере, придавая портрету романтическую интонацию, свойственную всему творчеству художника. Данный портрет и представлен в экспозиции.
Портрет Пушкина-лицеиста, созданный Владимиром Андреевичем Фаворским (1886–1964), считается шедевром советской графики. Благодаря любви к творчеству А. С. Пушкина и своим знаниям о поэте художник сумел показать превращение милого задумчивого ребёнка в гениального подростка-поэта. «Какое счастье, – писал Фаворский, что Россия имеет Пушкина! Его существо чрезвычайно солнечно. В то же время его чувства и мысли человеческие, но необычные. Только необычайны чистотой и высотой. И поэтому мы можем к ним приобщаться».
Значительную часть иконографии Пушкина, представленной на выставке, составляют работы известных художников второй половины XX века. Среди авторов – В. М. Звонцов, Б. В. Щербаков, Л. В. Гервиц, Ю. М. Игнатьев, П. П. Оссовский, В. М. Меньшиков, Э. Х. Насибулин и многие другие. В XXI-м веке Пушкина писали Л. Л. Антонова, Н. П. Предеин И. Д. Шаймарданов. Эти изображения создавались на основе тщательного изучения прижизненных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии.
С течением времени менялось не только понимание личности Пушкина, его творчества, но и художественные стили, что не могло не сказаться и на осмыслении облика поэта многочисленными портретистами. «Пушкин принадлежит к вечно живущим явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное» – писал Белинский. Собранные воедино портреты поэта помогают понять, каким видели гения русской литературы его современники, а каким представляют его образ последующие поколения. Художественные поиски «своего» Пушкина продолжаются.
Т. В. Морозова,
специалист по экспозиционной и
выставочной деятельности
Пушкинского Заповедника
10 февраля – 30 июня 2024 г.
Литературный музей «Дом Языковых» (г. Ульяновск, ул. Спасская, д. 22)
Бесплатно
10 февраля – 10 апреля 2019 г.
Великолукский драматический театр (г. Великие Луки, Октябрьский пр-т, д. 28/13)
Бесплатно