ПРОГРАММА, ПОСВЯЩЕННАЯ МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ МУЗЕЕВ

МУЗЕЙ «ПУШКИНСКАЯ ДЕРЕВНЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРОГРАММ


С праздником, с международным днем музеев!

Спасибо, что к нам зашли, а не мимо прошли! Пушкин, когда ходил здесь из Михайловского в Святые горы, тоже иногда захаживал и на мельницу и в крестьянские дома. «...Частенько мы его видели по деревням на праздниках. Бывало, придёт в красной рубашке и смазанных сапогах, станет с девками в хоровод и всё слушает да слушает, какие это они песни спевают, и сам с ними пляшет и хоровод водит» (Старик крестьянин села Тригорского по записи И. А. Веского. Цит. по кн.: Вересаев В.В. Пушкин в жизни. М.-Л., 1932. Т. 1. С. 186).

«Праздник» — от слова «праздный», не заполненный повседневными заботами, по старинной традиции православного населения, это время должно быть отдано служению Богу и людям. Жители разных деревень собирались всей округой к приписанному храму, а после службы и крестного хода, продолжали праздновать в своей семье или собирались на посиделки(«вечера»пск.), шли в хороводы, на качели, ярмарки,

…целыми семьями

Соседи съехались в возках,

В кибитках, в бричках и в санях.

(«Евгений Онегин» гл. V, XXV)

На праздничный выезд украшали повозки, лошадей «окручивали» и сбрую «накищивали». Особенно нарядно выглядели дуги с разноцветными ленточками и «ожерелок» с бубенчиками от 2 до 7 и более штук.

Особенностью питания у жителей Псковской губернии в XIX в. было сочетание хлеба и различных печных изделий – ковриг, калачей, пирогов, пряников, блинов, каш с различными квашеными продуктами и солениями. Хлеба было большое разнообразие: белый, черный, домашний, а позже и торговый, ржаной и пшеничный, пресный (преснуха, скородумка) и кислый (квасной). Пища в праздник была скоромная – мясная, молочная. Исключение составляли Сочельник, День Иоанна Предтечи и еще некоторые религиозные праздники. Из первых блюд Пушкин ценил и упомянул в своих произведениях: щи из свежей капусты и щи суточные (из кислой). А из вторых блюд: жаркое (мясо, дичь), гуся жареного с капустой и яблоками, жареного петуха, поросенка жареного, яичницу сваренную в молоке, грибы жареные в сметане, блины, жареных карасей, налимов, щук. Кроме того, поэт упомянул закуски: грибы и огурцы соленные, осетрину, телятину холодную, кулебяку, пироги жирные (мясные). Дополнением к столу служили: сливки, молоко, сметана. Непременно подавались сладкие блюда - «обряд известный угощенья: /Несут на блюдечках варенье» («Евгений Онегин» гл. III, строфа III), мед, ягоды (клюква, черника, земляника). Кроме того: «На столик ставят вощаной / Кувшин с брусничною водой» («Евгений Онегин», там же). Из напитков особо пользовались популярностью квас и пиво, которые были основными напитками как в крестьянской, так и дворянской среде. Без кваса за стол не садились: «Им квас как воздух был потребен» («Евгений Онегин» гл. III, XXXV). Делали псковичи и свой сахар из свеклы.

Летние игры и гуляния начинались на Пасху. Дети ходили по домам и пели «крестные песни», выпрашивая оладьи и печенье. В зависимости от праздника, пели пасхальные волочебные, вознесенско-троицкие. Вознесение – двунадесятый христианский праздник, в который родился А.С. Пушкин, хотя и не был отмечен большими гуляниями, однако имел свои приметы.

В некоторых деревнях в это время исполняли обряд «вождения колоска». Пекли из теста «лесенки», с таким ритуальным печеньем дети выходили в поле и подбрасывая «лесенки» как можно выше, приговаривали: «Рожь моя, расти так же высоко!».

Из года в год сменялись поворотные точки солнечного движения, делившие год на четыре сезона, регулируя деятельность крестьянина, включая праздники и развлечения. Со времени принятия христианства появилось распределение времени по святцам, которые в России имеют свои особенности. В ссылке в Михайловском, у Пушкина была возможность наблюдать этот годовой «миротворный круг» жизни, отмечать «различные приметы» будней и праздников, подчиняясь природному ритму, терпеливо пережидать личные невзгоды в окружении простых православных людей.



ФОТОРЕПОРТАЖ

«От землянки до избы» (Особенности псковского деревянного зодчества)









«Щи да каша — пища наша» (Что готовил и ел крестьянин в пушкинское время)









«Праздники народного календаря» (Тематическая экскурсия)












Дата создания: 19.05.2017 17:20
Дата обновления: 19.05.2017 17:20