«ДОРОГАМИ ПУШКИНА»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника в Елабужском государственном
историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике


«Уous etes toujours sur en grands chemins»
(«Вы всегда на больших дорогах» - пер. с французского)

        А. Х. Бенкендорф – А. С. Пушкину. 1830


...Мне путешествие привычно
И днем и ночью — был бы путь.
            Пушкин А. С. 1836


В русской литературе много прекрасных поэтических и прозаических произведений посвящено дороге — свои дорожные впечатления путешественники широко отражали в переписке, воспоминаниях, стихах… Тема дороги — это, по сути, тема человеческой жизни, судьбы. Она присутствует во многих произведениях А. С. Пушкина («Дорожные жалобы», «К Языкову», «Зимняя дорога», «Станционный смотритель», «Путешествие в Арзрум», «Отрывки из Путешествия Онегина» и многих других). Значительная часть недолгой жизни поэта прошла в пути: «…в течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя не знаю я в лицо, с редким не имел я дела…», - писал Пушкин. Подсчитано, что он проехал по российскому бездорожью более 30-ти тысяч верст. В феврале 1833 года, в письме к П. В. Нащокину поэт признавался: «Путешествие нужно мне нравственно и физически».

В пушкинское время в дороге путешественника ждали большие испытания и приключения. Из-за продолжительного времени в пути и неустроенности дорожного быта приходилось брать с собой большое количество хозяйственных вещей, поэтому скарб путешествующего был велик и разнообразен. Старушка Ларина путешествует на долгих, т.е. на своих лошадях, поэтому:

Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенья в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.

Историко-бытовые предметы, представленные в экспозиции, рисуют образ путешественника ХIХ века и дают понятие об особенностях передвижения по просторам России на гужевом транспорте. Украшением выставки являются предметы декоративно-прикладного искусства с бисерным декором первой половины ХIХ века. Эти изящные кошельки, перочистки, чернильницы, монетницы, выполненные руками мастериц, были в большой моде и занимали особое место в багаже путешествующего.

Проведя в странствиях многие месяцы, Пушкин наблюдал нелегкую жизнь ямщиков. И, может быть из сострадания, любил их. «Сословие ямщиков, сам не знаю почему, в особенности для меня любезно», - говорил он устами героя повести «История села Горюхина». У ямщиков была особенная форма: суконный синий или черный кафтан, подпоясанный красным кушаком; на голове – шапка вишневая с пухом. Русский ямщик - фигура колоритная, яркая, главное лицо на дороге. Он славился удалью и находчивостью, умением найти общий язык с любым путешественником.

Лошадей меняли на почтовых станциях, здесь же был и так называемый вокзал, где проезжающие ожидали своей очереди. Почтовая станция – это особый мир, и главный герой этого мира – станционный смотритель. В его обязанности входило проверять подорожные, получать прогоны, отпускать лошадей.

«По неволе иль по воле» поэт проехал тысячи верст по дорогам центральных губерний России, Белоруссии, Украины, Бессарабии, Кавказа и Крыма, побывал в Казани, Оренбурге, Уральске, повидал многие русские города и селения. От северного Петербурга до самых южных областей Российской Империи пролегал Белорусский тракт, просуществовавший до конца XIX столетия. Этим трактом Пушкину пришлось уезжать из северной столицы в 1820 году, направляясь в свою первую ссылку, той же дорогой возвращался он «в далекий северный уезд» в августе 1824 года. Ссылка поэта продлилась до осени 1826 года и стала самым продолжительном временем проживания в Псковской губернии.

Дважды Пушкин пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского на любую из крепостей. Но обаяние древней Псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, деревенская тишина и величавая красота северной природы излечили Пушкина от хандры и тоски по югу; здесь его «святое Провиденье осенило». Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. За время ссылки им было создано свыше ста произведений разных литературных жанров. Занятие литературой, как никогда прежде, стало главным его делом. Трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», «Желание славы», «Андрей Шенье», «19 октября», «Пророк» и другие - яркое свидетельство творчески напряженной жизни А. С. Пушкина в Михайловском.

На манер оставленной в Одессе трости Пушкин завел в Михайловском железную палку. Много верст прошагал он с нею по Опочецкому уезду в поисках нужной рифмы. Складывая стихотворные строчки в ритме собственных шагов, он проговаривал их вслух, наскоро записывая потом в своем кабинете. Кабинет А. С. Пушкина – его творческая лаборатория, где родились бесценные произведения, где проведено множество вдохновенных часов.

А. С. Пушкин был отличным наездником, и именно в Михайловском он в полной мере и в любую погоду наслаждался конными прогулками. Часто он верхом навещал своих соседей в Тригорском и Петровском. Значительно скрасили дни ссылки поэта редкие встречи с лицейскими друзьями И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом и А. М. Горчаковым, переписка, знакомство с Анной Керн, гостившей в Тригорском, но прежде всего общение с крестьянами, наблюдение за их жизнью и обычаями, праздниками и трудовыми буднями. «Знаешь ли мои занятия? - писал он брату Льву, - до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».

Во время ссылки за пределы Псковской губернии А. С. Пушкина не пускали. Но губернию поэт изъездил вдоль и поперек, по почтовым трактам и ухабистым проселкам. Ездил и по необходимости, и ради особых интересов, и просто, чтобы хоть ненадолго переменить обычную обстановку. Так случилось, что и последнее путешествие поэта завершилось в Псковской губернии. 27 января 1837 года он дрался на дуэли с Дантесом-Геккереном и был смертельно ранен. Гроб с телом Пушкина 3 февраля был отправлен из Петербурга в Святогорский монастырь, где 6 февраля, на рассвете, состоялись похороны Великого Русского Поэта.

Прошло два века, но «"тот уголок земли», где поэт «провел изгнанником два года незаметных», сегодняшний Пушкинский Заповедник, по-прежнему остается «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья», не растерявшим ничего из данного ему некогда поэтического определения.


Живопись

Декоративно-прикладное искусство


Выставка открыта с 1 марта по 2 апреля 2017 г. в Елабужском государственном
историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике
по адресу: Республика Татарстан, г. Елабуга, ул. Казанская, д.24


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ

Дата создания: 25.02.2017 17:23
Дата обновления: 25.02.2017 17:23