ЦВЕТЫ И ТРАВЫ МИХАЙЛОВСКОГО:
выставочно-просветительный проект

К 175-летию приезда в Михайловское Н. Н. Пушкиной с детьми


Проект является дополнением к выставке мемориальной иконы семьи Пушкиных «Воскресение Христа», непосредственно связанной с именами жены и старшей дочери поэта.

19 мая 1841 года вдова и дети А. С. Пушкина приехали в Михайловское, где провели около 5 месяцев. С ними приехала сестра Н. Н. Пушкиной А. Н. Гончарова. Сергей Львович Пушкин прибыл в Михайловское раньше и провел лето с невесткой и внуками. Около двух недель в августе у них гостили проездом в Вену их родственники - тетка сестер Гончаровых С. И. де Местр (ур. Загряжская) с супругом и семья их приемной дочери Наталии Ивановны Фризенгоф: сама Наталья Ивановна, ее муж Густав Фризенгоф и их полуторагодовалый сын Грегор.

Муж тетки Ксавье де Местр был известным литератором и портретистом, которому мы обязаны едва ли не лучшим портретом Н. О. Пушкиной. Ему же приписывается миниатюра с изображением Пушкина-младенца. По свидетельству сестры поэта, Ксавье де Местр почти ежедневно бывал в московском доме ее родителей.

Его приемная дочь также проявляла интерес к рисованию. Именно благодаря ее стараниям мы можем представить себе облик михайловских обитателей и их тригорских соседей. В альбоме Н. Н. Пушкиной сохранилось множество рисунков, выполненных Н. И. Фризенгоф в 1841 году в Михайловском. Атрибутированные и опубликованные рисунки мы воспроизводим в импровизированном альбомном развороте, зная по описаниям, что альбом Н. Н. Пушкиной был «небольшой по размеру, в темно-зеленом с золотым тиснением сафьяновом переплете. На обороте верхней крышки на белом, слегка пожелтевшем муаре наклейка английского магазина в С.-Петербурге; на желтоватых от времени, с золотым обрезом листах альбома водяной знак "1840"». Размеры рисунков соответствуют оригиналам.

После смерти Натальи Николаевны альбом перешел к Марии Александровне Пушкиной и лишь незадолго до ее смерти, в тревожном 1918 году, был у нее похищен. В юбилейном 1937 году Литературный музей в Москве приобрел его у случайного владельца. Сейчас альбом хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина (СПб.).

И еще одной памятной вещью мы обязаны Наталье Ивановне Фризенгоф. Сохранились два альбома с гербарными композициями, которые она собирала в путешествиях по Европе и России. При этом из засушенных растений, как было принято в то время, составлялись красивые композиции, с подписями, кто, где и когда собрал тот или иной цветок или траву. Четыре листа в одном из этих альбомов связаны с семьей Пушкиных. Растения на листе, датированном 1839 года, собирались в окрестностях Санкт-Петербурга. Три листа 1841 года имеют надписи "Михайловское", "Тригорское", "Остров", а из собирателей указаны все дети Пушкиных, Наталья Николаевна с сестрой, а также Анна Николаевна Вульф и Густав Фризенгоф.

По определению ботаников, на этих листах, кроме широко распространенных и в наши дни диких растений – вереска, хвоща полевого, тысячелистника, пижмы, плауна булавовидного и купыря, – имеются листья и цветы культурных сложноцветных: космоса (космеи), кореопсиса, гайлардии и петунии. Композиционным центром нашего выставочно-просветительного проекта являются современные гербарные композиции из упомянутых выше цветов и трав Михайловского, выполненные сотрудниками службы музейных лесов и парков - ведущим специалистом отдела парковых территорий Е. В. Белой и агрономом Т. А. Говорухиной - к 200-летию Н. Н. Пушкиной. Главные «герои» композиций (хвощ, тысячелистник и вереск) представлены также на листах научного гербария, собранного в окрестностях Михайловского в августе 2003 года членами Санкт-Петербургского полевого ботанического отряда под руководством к.б.н., старшего научного сотрудника Ботанического института им. В. Л. Комарова (РАН) Б. К. Ганнибала.

Третья составляющая иллюстративной части проекта - изображения цветов, упоминаемых А. С. Пушкиным, бытовавших в садах и альбомах пушкинского времени. Погружение в пушкинскую эпоху обеспечивается использованием в качестве источников изображений иллюстраций альбома П. Ж. Редуте (P. J. Redoute) «Собрание самых красивых цветов и плодов П.-Ж. Редуте». Париж, [1827] («Choix des plus belles fleurs et des plus beaux fruits par P. J. Redoute». Paris, [1827]). Розы разных сортов, лилия, мак, сирень, фиалка трехцветная, тогда известная под французский именем «pensees», а позже получившая наименование «анютины глазки», незабудка, жасмин, тюльпан, гелиотроп, шиповник - посетители музея увидят эти цветы такими, какими их видели и рисовали в пушкинское время.

Цветы знаменитого ботанического иллюстратора П. Ж. Редуте (1759 - 1840) выбраны в качестве образца для подражания не случайно. В свое время этого художника называли «Рафаэль цветов». Пользуясь своим мастерством и склонностью жен великих мира сего к прекрасному, он пережил все политические потрясения своего времени и пользовался покровительством сначала королевы Марии-Антуанетты, потом императрицы Марии-Жозефины, затем императрицы Марии-Луизы. При российском императорском дворе таким мастером в изображении цветов и плодов был граф Ф. П. Толстой.

Толстой вспоминал, что попробовать рисовать цветы ему предложила императрица Елизавета Алексеевна. Императрица получила в подарок альбом с изображением цветов работы знаменитого парижского художника и пожелала узнать мнение Толстого о его работе. Отметив мастерство и «французский шик» работы живописца, Толстой заметил, что «желание блеснуть эффектом» сделало цветы одинаковыми. Императрица сказала: «Попробуйте нарисовать какой-нибудь цветок и покажите его мне». На следующий день рисунок был готов и показан императрице, которая признала, что находит в этом цветке «более жизни и натуры, нежели в коллекции присланных ей цветов».

Нам известны две попытки Толстого состязаться в мастерстве с П. Ж. Редуте, результат одной из них мы приводим ниже. И здесь наш соотечественник, похоже, победил.

Самые ранние подписанные натюрморты Толстого датированы 1817 годом. Один из них, хранящийся в Русском музее в Санкт-Петербурге, — хрупкая веточка с белыми цветами, бабочка с желтыми крылышками, мухи и росинки.

Пушкин упоминает Ф. П. Толстого дважды. В письме от 15 марта 1825 г. к Л. С. Пушкину и П. А. Плетневу об издании первой книги своих стихотворений читаем: «Виньетку бы не худо; даже можно, даже нужно — даже ради Христа, сделайте; именно: Психея, которая задумалась над цветком. (Кстати: что прелестнее строфы Жуковского: Он мнил, что вы с ним однородные и следующей. Конца не люблю.) Что, если б волшебная кисть Ф. Толстого... -

Нет! слишком дорога!
А ужасть как мила!.....

К тому же, кроме Уткина, ни чей резец не достоин его карандаша. - Впрочем, это все наружность. Иною прелестью пленяется...»

Примерно в это же время поэт упомянул в четвертой главе «Евгения Онегина» о «чудотворной кисти» художника.

Интересны пушкинские ассоциации при выборе сюжета виньетки и Толстого как единственно достойного ее исполнителя: (виньетка - цветок - Психея - стихи Жуковского «Мотылек и цветы» — кисть Толстого — резец Уткина — наружность – «иною прелестью пленяется» — возврат к стихам, но уже своим — содержанию и оформлению собственного сборника).

Б. Л. Модзалевский в комментариях к этому письму пишет: «Строфы Жуковского, так нравившиеся Пушкину, — из его 6-строфного стихотворения «Мотылек и цветы. (Стихи, написанные в Альбом Н. И. И., на рисунок, представляющий бабочку, сидящую на букете из pensees [анютины глазки — фр.] и незабудок)», помещенного на последних трех страницах «Северных Цветов на 1825 год». — Мотылек с высоты спустился на цветы, плененный их радужным сиянием:

Он мнил, что вы с ним однородные
Переселенцы с вышины,
Что вам, как и ему, свободные
И крылья, и душа даны:
«Но вы к земле, цветы, прикованы. —
Вам на земле и умереть;
Глаза лишь вами очарованы,
А сердца вам не разогреть.

_____

«Не рождены вы для внимания,
Вам не понятен чувства глас;
Стремишься к вам без упования,
Без горя забываешь вас.
Пускай же к вам, резвясь, ласкается
Как вы минутный ветерок:
Иною прелестью пленяется
Бессмертья вестник, мотылек».

Но есть меж вами два избранные,
Два ненадменные цветка;
Их имена, им сердцем данные,
К ним привлекают мотылька.
Они без пышного сияния,
Едва приметны красотой:
Один есть цвет воспоминания,
Сердечной думы — цвет другой

_____

О милое воспоминание
О том, чего уж в мире нет!
О дума сердца — упование
На лучший, неизменный свет!
Блажен, кто вас среди губящего
Волненья жизни сохранил
И с вами низость настоящего
И пренебрег, и позабыл!


Приведенный выше стих "Иною прелестью пленяется" Пушкин и цитирует несколькими строками ниже».

Итак, это стихотворение Жуковского впервые было напечатано как знаковое завершение первого альманаха Дельвига «Северные цветы на 1825 год» с примечанием: «Стихи, написанные в Альбом Н.И.И., на рисунок, представляющий бабочку, сидящую на букете из pensees и незабудок».

«Н.И.И» - это Наталия Ивановна Иванова, воспитанница графа Ксавье де Местра и его жены Софьи Ивановны, урожденной Загряжской. В 1836 году она выйдет замуж за Г. Фризенгофа, а в 1841 приедет в Михайловское - где еще в 1825 году Пушкин цитировал стихотворение из ее альбома как любимое. Конца стихотворения поэт не любил - может быть, за некоторую банальность содержания, а может быть, за «селамную» тенденцию - попытку приписать каждому цветку свое значение в дамском любовном словаре и лишить таким образом их общего символического значения мимолетной красоты, памяти и благодарного приношения.

Но сами цветы Пушкин любил, как и все прекрасное, – ведь это неотъемлемая часть «божественных красот природы», возможность «дивиться» которым входит в поэтическое определение счастья у позднего Пушкина («Из Пиндемонти»).

Шесть акварелей: трехцветная фиалка, незабудка, жасмин, тюльпан, гелиотроп и шиповник – выполнены молодой пушкиногорской художницей Еленой Петровой, выпускницей Псковского политехнического колледжа, по мотивам иллюстраций П. Ж. Редуте. Как и положено альбомной графике, в них подкупает лирическое, личное отношение художницы к изображаемым цветам. Выбор именно этих цветов из предложенного ей списка более чем в 20 наименований символичен: это связанные с простотой, сердечной памятью и дружеским воспоминанием фиалка и незабудка; выпрошенный поэтом в подарок у А. П. Керн гелиотроп; символ Душеньки в интерпретации Богдановича жасмин; выросший на могиле Ленского шиповник и король голландского букета тюльпан. Следующие шесть изображений – печатные копии иллюстраций П. Ж. Редуте на акварельной бумаге. Несколько сортов роз напоминают о том, что этот цветок упоминается у Пушкина чаще, чем все остальные цветы, вместе взятые. Лилия и мак – еще с античных времен символы чистоты и сна, а иногда забвения и смерти. Наконец, сирень – растение из сада Татьяны Лариной и давняя обитательница сада Михайловского.

Использование Домика няни как места расположения иллюстративных материалов обусловлено тем, что, вполне вероятно, семейство Фризенгофов было летом 1841 года размещено именно в левом флигеле (баньке), поскольку главный дом и флигель управляющего занимали Н. Н. Пушкина с детьми, ее сестра А. Н. Гончарова и С. Л. Пушкин.

Е. А. Ступина,
ведущий научный сотрудник музейных фондов

Г. Н. Пиврик,
главный хранитель музейный лесов и парков


Выставка открыта с 26 июня по 31 августа 2016 года в «Домике няни» музея-усадьбы «Михайловское»


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ

Дата создания: 29.06.2016 14:20
Дата обновления: 29.06.2016 15:45