С 17 по 19 августа 2018 года Пушкинский Заповедник проводит научные чтения, посвященные 194-й годовщине приезда поэта в михайловскую ссылку. В этом году темой чтений является "Пушкин и музыка": музыка в жизни и творчестве поэта, его литературное наследие, продолженное в музыке, а также сам образ поэта в музыкальной культуре.
Творческая натура А. С. Пушкина, полифоническая по своей природе, обладала особой одаренностью к музыке. Имя поэта неотделимо от истории развития отечественной музыки в последние два века. Справедливо будет сказать, что Пушкин в той же мере принадлежит миру российской музыкальной культуры, как и миру российской литературы. Пушкинским творчеством вдохновлялись М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов, Г. В. Свиридов и Р. М. Глиер, В. А. Гаврилин и многие иные отечественные композиторы.
А. А. Григорьев с оправданным пафосом говорил о "душевном подчинении" А. С. Пушкину русских композиторов, которые, доверяясь пушкинскому гению, достигали вершин в своем искусстве. Очень многие произведения Пушкина стали основой музыкальных сочинений – опер, ораторий, балетов, романсов, которые, в свою очередь, явились вершинами музыкальной культуры России, определяя ее особый "русский характер", сочетающий эпичность и лиризм, искренность пафоса и задушевность.
Подлинным источником творческого вдохновения для самого Пушкина служили исторические народные песни: казачьи песни, песни о Степане Разине, «песни гор» на Кавказе, песни Грузии, в Бессарабии - турецкие и молдавские песни, - «дикие напевы» цыган.
«Музыкант и поэт воспринимает жизнь "слыша"», - пишет Б. В. Асафьев, анализируя звуковую образность произведений А. С. Пушкина.
Гений Пушкина живо охватывал сущность музыкальных явлений того времени: от итальянской оперы до Моцарта, от русских композиторов и молодого Глинки до русской народной песни.
Свое отношение к музыке Пушкин выразил устами Моцарта:
Когда бы все так чувствовали силу
Гармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого прекрасного жрецов.
Музыкальное наследие на темы произведений Пушкина приобщает молодое поколение к миру музыки и поэзии, помогает глубже почувствовать «союз волшебных звуков, чувств и дум».
К участию в Михайловских Пушкинских чтениях приглашаются представители различных областей знаний: историки, музейные работники, деятели культуры и искусства, литературоведы, филологи, философы, культурологи и др.
Предлагаем для обсуждения следующие темы:
- Музыка в жизни и творчестве А. С. Пушкина;
- А. С. Пушкин и русский оперный театр;
- «…На легких играх Терпсихоры…» - А. С. Пушкин и балет;
- Пушкинские традиции в русской музыкальной культуре: история и современность;
- Проблематика прочтения и переводов пушкинских текстов;
- А. С. Пушкин и современность: музыкальное воплощение образов пушкинских произведений в театре и кинематографе;
- Роль учреждений культуры в сохранении музыкального наследия России.
Заседания пройдут 17 - 18 августа в Научно-культурном центре Пушкинского Заповедника. Регламент выступления 20 минут. Заявки по прилагаемой форме принимаются до 10 августа. Командировочные расходы за счет направляющей стороны. Заповедник обеспечивает 16 и 19 августа доставку служебным транспортом иногородних участников, прибывающих/отбывающих московским поездом, по маршруту: Псков (ж/д вокзал) – Пушкинские Горы – Псков (ж/д вокзал), проживание всех участников чтений в гостевом доме (1000 руб/сутки) и бесплатную культурную программу. Петербургским участникам рекомендуем воспользоваться прямым автобусным рейсом до Пушкинских Гор.
Заявки на участие в конференции просьба присылать в адрес оргкомитета: форма заявки Кураторы проекта – Людмила Павловна Тихонова, заместитель директора по музейной, научной и экскурсионной работе, Константин Борисович Жучков, ученый секретарь. Координаторы проекта – Надежда Любомировна Козмина, Екатерина Владимировна Фёдорова, научные сотрудники службы музейной экскурсионной и методической работы. (81146) 2-28-77 Выходные дни для переговоров - понедельник, вторник. |
ПРОГРАММА ЧТЕНИЙ
10.00 – 13.00 Научно-культурный центр. Малый зал. Открытие Михайловских Пушкинских чтений. Утреннее заседание
Открытие конференции
- Приветственное слово
Георгий Николаевич Василевич, к.э.н., лауреат Государственной премии РФ, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ, заслуженный работник культуры РФ, директор Пушкинского Заповедника
Доклады
1. М. И. Глинка «Руслан и Людмила». К истории первой постановки
Надежда Сергеевна Казак, методист Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
2. Балет «Орфа» А.-Ш. Адана – «французская» интерпретация «Руслана и Людмилы»?
Елена Феликсовна Овчаренко, к.фил.н., ответственный редактор Международного альманаха «Северные грани» Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (Москва)
3. Пушкин и Глинка будут жить нераздельно…
Татьяна Риксовна Мазур, ведущий научный сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
4. Трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
Алексей Викторович Ильичев, д.фил.н., руководитель Научно-организационного центра Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург)
5. Музыка в жизни и творчестве А. С. Грибоедова
Альбина Александровна Филиппова, к.фил.н., зам. ген. директора по научной работе Государственного историко-культурного и природного музея-заповедника А. С. Грибоедова «Хмелита» (Смоленская обл.)
6. Симфония хаоса и любви: спектакль «Маленькие трагедии» на сцене ГРДТ им. Н. Бестужева (г. Улан-Удэ)
Елена Мироновна Дележа, к.искусствоведения, доцент, профессор кафедры режиссура телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (Санкт-Петербург)
7. Музыкальные прочтения повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»
Ирина Ивановна Фадеева, к.п.н., доцент, начальник научно-информационного центра Высшей школы технологии и энергетики Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург)
14.30 – 17.30 Малый зал. Вечернее заседание
8. «Песни о Стеньке Разине» А. С. Пушкина в контексте историко-фольклорных источников
Любовь Владимировна Козмина, к.фил.н., хранитель музея-усадьбы Ганнибалов «Петровское» (Пушкинские Горы)
9. «Небылица в лицах» Н. А. Римского-Корсакова как музыкальная интерпретация «Сказки о золотом петушке» А. С. Пушкина
Ирина Анатольевна Краснова, д.филос., (PhD), доцент Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (Санкт-Петербург)
10. Записи уроженки пушкинских мест – Натальи Львовны Котиковой фольклора Псковщины в Фонограммархиве Пушкинского Дома и в музыке ленинградских композиторов
Елена Ивановна Якубовская, к.искусствоведения, ст.н.с. отдела фольклора Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург)
11. Музыкальные цитаты в Дневнике и Воспоминаниях А. П. Керн
Клара Ивановна Шарафадина, д.фил.н., профессор кафедры журналистики Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (Санкт Петербург)
12. Музыкальные проекты в Пушкинском Заповеднике, как средство создания аутентичной культурной среды
Марина Владимировна Мариненко, н.с. отдела массовых музейных мероприятий Пушкинского Заповедника (Пушкинские Горы)
10.00 – 13.00 Научно-культурный центр. Малый зал. Утреннее заседание
13. Итало-русский филолог Лев Гинзбург (1909 - 1944) - герой-антифашист и переводчик Пушкина
Стефания Сини, д.фил.н., профессор Государственного университета Восточного Пьемонта (Верчелли)
14. Эпитет Франческо Альгаротти «Окно в Европу» и его восприятие Пушкиным
Михаил Григорьевич Талалай, к.и.н., представитель Института всеобщей истории РАН в Италии (Милан)
15. «Каменный Гость» Пушкина в текстологическом, историко-литературном и житейском освещении
Николай Викторович Перцов, д.фил.н., вед.н.с. Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН (Москва)
Подведение итогов
Регламент выступления – 20 минут