Одно из самых популярных направлений передвижных выставок, выезжающих за рубеж, является представление русского национального костюма как части русской культуры, так и самостоятельных предметов декоративно-прикладного искусства. Узоры тканей, кружева, орнаменты домотканых поясов, технологии производства материалов отражают стилистические течения различных эпох и представляют собой синтез многогранного народного творчества. Подобные выставки художественно привлекательны, доступны широкому кругу посетителей и наглядно демонстрирует высокий уровень русской культуры. Сотрудники Пушкинского Заповедника в 2016 году начали работу над созданием выставки русского крестьянского костюма европейской России XIX – начала XX веков с выделением северорусского – псковского типа одежды.
Идея выставки возникла в 2012 году во время работы по проекту «Русские новогодние и рождественские традиции» в Этнографическом музее города Стокгольма (Королевство Швеция). Коллеги из Швеции, приезжавшие в Пушкинский Заповедник для обсуждения выставки, высоко оценили работу сотрудников музея по воссозданию деревенской фольклорной среды, ставшей источником для многих произведений А. С. Пушкина. Это не только воссозданные крестьянский двор и действующая водяная мельница, но и интерактивные включения в экскурсию в виде элементов сезонных сельско-хозяйственных работ, и живое общение с носителями диалекта, и фольклорно-музыкальное сопровождение. Во время проведения программы в Стокгольме сотрудники Пушкинского Заповедника отметили большой интерес шведов не только к прикладному творчеству, которое демонстрировалось на мастер-классах, но и к русской национальной одежде, в которую были одеты музейные педагоги. Так возникла идея сделать выставку, представляющую традиционную русскую одежду северо-западного региона России.
Но ткани, вышивки, костюмы и другие предметы текстиля могут экспонироваться лишь на короткий срок и при соблюдении строжайших норм при транспортировке и экспонировании. Яркие нити, окрашенные растительными красителями, под влиянием дневного света и солнечных лучей выгорают, бледнеют и теряют свое великолепие. Для того чтобы представить полноценные мужской и женский костюмные комплексы, зимний и летний с разным практическим назначением (рабочие, будничные, праздничные и обрядовые: свадебные, пожнивные) было принято решение сделать выставку из воссозданных, реконструированных предметов.
С 2008 года в Пушкинском Заповеднике велась работа по реконструкции традиционной крестьянской одежды. Были воссозданы мужские и женские костюмы для сотрудников, поющих в ансамбле и участвующих в народных интерактивных представлениях. В ходе работы над выставкой сотрудниками музея, прежде всего, были воспроизведены костюмные комплексы первой половины XIX века, которые мог видеть А. С. Пушкин, проживая в 1824–1826 годах в Опочецком уезде Псковской губернии: армяк, душегрейка, кафтан, портки, рубаха, повойник, сарафан, тулуп, пояса и кушаки. Для воспроизведения свадебного обряда, записанного Пушкиным, потребовалось создать традиционный женский головной убор – «шишак» по образцу, хранящемуся в фондах Псковского краеведческого музея, праздничные парчовые сарафаны и сатиновые красные рубахи с орнаментом. Позднее появились костюмы с отличительными признаками возраста и социального положения женщин – незамужняя девушка, молодуха, женщина в летах, вдовий костюм.
С внесением в Устав Пушкинского Заповедника пункта о «сохранении в границах территории музея исторически сложившихся <…> народных художественных промыслов и ремесел » в 2012 году в структуре музея появился сектор народных художественных промыслов, состоящий из четырех специалистов. Таким образом, появилась возможность создания выставочных образцов русского костюма силами музея.
Для подобной масштабной художественной реконструкции традиционного северорусского (псковского) костюма потребовались серьезные научные изыскания, т.к. предметов одежды крестьянского населения псковщины сохранилось крайне мало. Полноценных костюмных комплексов — единицы. В основном, это музейные экспонаты фондов крупных Российских музеев, таких как: Государственный Исторический Музей, Российский Этнографический Музей, Государственный Эрмитаж (Отдел истории русской культуры), Псковский Музей-Заповедник, а также краеведческие музеи Псковской области. Специалисты сектора народных художественных промыслов Пушкинского Заповедника на протяжении нескольких лет изучали литературные источники, музейные каталоги, этнографические коллекции музеев и центров народного творчества, материалы экспедиций.
С целью минимизации затрат и создания универсальной экспозиции, которую можно размещать в небольших выставочных залах, легко перевозить, монтировать и демонтировать, решено было представить костюмы в миниатюрном виде, исполненными в технике объемной тканевой аппликации. Средний размер работ не превышает 30х40 см. Подобная реконструкция позволяет увидеть полные комплексы мужских, женских, детских, повседневных и праздничных костюмов, относящихся к разным сезонам. Миниатюрное же исполнение отражает высокий уровень мастерства сотрудников ремесленного центра Пушкинского Заповедника, сохраняющих традиции народных промыслов Псковщины. Как и «Нащекинский домик», псковский крестьянский костюмный комплекс воссоздается в мельчайших деталях, учитывая все особенности кроя, шитья и украшения, начиная с нижней (исподней) рубахи и, заканчивая головным убором и украшениями. Все костюмы, представленные на выставке – сшиты вручную. В основе костюмов лежат образцы старинного кроя, уменьшенные в соотношении от одного к пяти до одного к восьми. Воспроизведены традиционные головные уборы Русского Севера, в том числе псковские: женские повойники, сборники, свадебный псковский кокошник – жемчужный «Шишак».
При воссоздании костюмного комплекса принципиально важным является соблюдение всех составляющих образа: материала, кроя, силуэта, колористики, орнамента, комплектации деталей. Для создания образов тщательно подбирались ткани, нитки и отделочные материалы, напоминающие старинные: шелк, бархат, парчу, узорный атлас, набойные ткани, цветные ситцы, шерсть, сукно, пестрядь, лен. Из традиционного для псковского региона льна крестьяне производили грубые (суровые) и тонкие ткани. Если для рабочей повседневной одежды использовалось суровое полотно, то нижние рубашки шили из тончайшего беленого холста, украшали их кружевом и тесьмой. Верхнюю одежду изготавливали из домотканной материи и тонкого шерстяного сукна. При окрашивании нитей основы и утка в различные цвета получали клетчатую ткань – пестрядь. Из нее шили порты, рубахи, сарафаны. Строгая и сдержанная по цвету домоткань в псковской деревне соседствовала с пестрым холстом с набивным, напечатанным масляными красками узором.
В собрании Пушкинского Заповедника хранится несколько старинных «манер» – крупных и малых деревянных досок из твердых пород дерева (ореха, берёзы и дуба), которые использовались для нанесения узора на ткани. Для создания миниатюрных костюмов сотрудники музея изготовили реплики фрагментов фондовых «манер» с традиционным растительным, геометрическим, орнитоморфным и зооморфным орнаментом – «лапки», «копытца», «уступы», «репья», «листочки» и т.д. При изготовлении образцов кубовой набойки большую помощь музею-заповеднику оказал Псковский областной дом детства и юношества «Радуга», специалисты которого восстановили старинный способ крашения ткани с помощью индийской краски «индиго», смеси воска и глины. Иногда поверх набойки несколькими дополнительными цветами наносили от руки яркие кружки – «ягодки», «оживки», придававшие ей еще более нарядный вид.
Регулярные ярмарки, проводимые в слободах и монастырях, позволяли крестьянам пополнить свои гардеробы сарафанными яркими тканями из парчи и шелка. Сарафанные ткани отличались яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения диковинных цветов, которые заключались в клеймы. Характерной особенностью этих тканей было переплетение темных и золотых нитей, что создаёт иллюзию объемности и выпуклости рисунка.
При создании выставочных образцов сотрудники музея старались сохранить цветовую гамму северного, псковского костюма в сочетании с традиционным узорочьем тканей: от приглушенных оттенков красной, коричневой пестряди – мелкой клетки и полоски, до сочных, ярких: синей набойки, алого, пунцового кумача, парчи лазоревой, серебряной и золотой.
Кроме крашения ткани методами набойки использовались старинные технологии низание бисером, валяние шерсти, плетение и ткачество. Ручное ткачество и плетение применялось мастерицами для создания обязательного русского предмета одежды – пояса, который наравне с крестом считался признаком крестьянства, и без него выходить из дома было недопустимо. По технике изготовления пояса делились на плетеные, тканевые и витые. За время проекта сотрудники сектора народных промыслов Пушкинского Заповедника освоили более десяти способов создания традиционного псковского пояса и смогли повторить их в миниатюрном исполнении, ювелирно переплетая и комбинируя тонкие нити.
Костюм псковский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами, вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Характерной особенностью северорусского комплекса женской одежды является сарафан. Сарафаны в Псковской губернии были прямые на сборках из красного сатина или синей домашней шерстяной ткани и сшивной спереди. Сарафан синего цвета встречается у Пушкина в произведении «Барышня крестьянка»: «…наконец он увидел меж кустарника мелькнувший синий сарафан и бросился навстречу милой Акулины ».
Несомненно, сарафан, распространившийся в XIX веке с Северных губерний до Урала и Сибири, ассоциировался у А. С. Пушкина с «русскостью» или национальным признаком русского: «…все заснули и проснулись только тогда, когда христианка Заира, умерщвленная в пятом действии трагедии, показалась в конце довольно скучного водевиля в малиновом сарафане, в золотой повязке, и пошла плясать по-русски с большою приятностию на голос: Во саду ли, в огороде», – писал Пушкин в заметке «Мои замечания об русском театре ». О том, что русский сарафан украсит любую девушку не зависимо от сословия убедилась Елизвета Муромская, которая примерив его «никогда еще так мила самой себе не казалась ». В произведении «Арапа Петра Великого» вместе с героями автор ностальгирует по традиционной русской одежде и бережно-трепетному к ней отношению «… про женское тряпье толковать, конечно, нечего: а, право, жаль сарафана, девичьей ленты и повойника. <…> Бывало, внучке в приданое доставался бабушкин сарафан, а нынешние робронды – поглядишь – сегодня на барыне, а завтра на холопке ».
Поверх сарафана в холодное время года женщины одевали душегреи («На крыльце стоит его старуха / В дорогой собольей душегрейке ») и епанчу – короткие безрукавки на лямках. Лёгкая душегрея (епанча) представлена на одном из выставочных образцов и сделана по образцу душегреи из фондов Государственного исторического музея. Она одета поверх парчового сарафана и белой рубашки. Дополняет костюм – головной убор – «сборник» выполненный по образцу, описанному в «Историко-этнографических очерках Псковского края ». Обязательным элементом такого праздничного наряда является наличие вышивки или орнамента красного цвета, который считался у крестьян охранительным и празднично-красивым одновременно. Традиционно такие орнаменты располагались в местах, где заканчивалась одежда – по вороту, рукавам или подолу. При создании выставочных образцов была сделана попытка воспроизведения характерных орнаментов русской вышивки: архаичные славянские символы – «берегиня»-мать мира, «мировое дерево»-древо жизни, ромбы-символы счастья, солнца, плодородия, характерные для конца XIX в. стилизованные «брокаровские» орнаменты – модную в XIX веке вышивку крестиком различных растительных сюжетов.
Одним из интересных образцов, представленных на выставке, является «покосница» – легкое женское повседневное платье с отрезной юбкой, глухим воротников на стойке. Изображение крестьянки начала ХХ века в подобном одеянии было обнаружено в фотонегафонде Опочецкого краеведческого музея (Псковская область). Цветовая гамма – красная ситцевая рубашка в мелкий горошек с пуговицами до середины груди и юбка из фабричного ситца с имитацией кубовой набойки представлена в фондах Псковского государственного музея-заповедника. Подобные покосницы женщины носили на рубеже XIX и ХХ веков, когда фабричные ткани с яркой расцветкой и крупными узорами стали повсеместно вытеснять домоткань.
В выставке воспроизводится также мужской костюм, который в XIX веке не отличался большим разнообразием. Комплект мужской одежды входили штаны-порты из домотканого сукна, льна обычно синего цвета с белой тонкой полоской. Штаны были довольно короткими, так как заправлялись в сапоги или по ним наматывались онучи. Верхняя одежда – кафтан отрезной по талии, армяк и шуба. Головным убором служила суконная или валяная шляпа – «валёнка», а летом – картуз.
А. С. Пушкин, с непосредственным любопытством наблюдая жизнь крестьян Псковской губернии, соседствуя и общаясь с ними, в какой-то степени мимикрируя сливаясь с сообществом опочецкого уезда, без сомнения усвоил и использовал картины сельской жизни в своих произведениях.
По окончанию работы над выставкой сотрудники музея посчитали возможным воспроизвести в миниатюре крестьянский наряд, который по воспоминаниям крестьян и купца Ивана Лапина носил на Псковской земле А. С. Пушкин.
Примечания
1. Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское» (новая редакция) М. 2011
2. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений Т.5 М.: ГИХЛ, 1960 с. 108
3. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений Т.6 М.: ГИХЛ, 1962 с. 252
4. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений Т.5 М.: ГИХЛ, 1960 с. 104
5. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений Т.5 М.: ГИХЛ, 1960 с. 28
6. А. С. Пушкин Полное собрание сочинений Т.3 М.: ГИХЛ, 1960 с. 341
7. Борисова В. И., Верняев И. И., Гадло А. В. Историко-этнографические очерки Псковского края, ОИПКРО Псков, 1999. С. 37
8. Дневник Ивана Игнатьевича Лапина.- Псков, сельцо Михайловское «Робин» 1997с. 135