Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«Б. С. СКОБЕЛЬЦЫН В ПУШКИНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ»
К 100-летию со дня рождения


Первая выставка Б. С. Скобельцына в Пушкинском заповеднике была в 1963 г. в недавно (в 1962 г.) открытом доме-музее Осиповых-Вульф в Тригорском. Называлась она «По пушкинским местам». С тех пор в заповеднике было множество выставок Скобельцына: и персональных и совместных, и прижизненных и посмертных. Пожалуй, ни одному фотохудожнику не было посвящено столько выставок, сколько ему! Последняя прижизненная выставка была тоже в Тригорском (в 1992 г.). Прижизненные выставки были сугубо фотографические. Сам он выставлял в заповеднике крупноформатные фотографии.

В этом году исполняется не только 100 лет со дня его рождения, но и 25 лет со дня смерти. Что от человека остается, когда его земная жизнь заканчивается? Что «выпадает в осадок»? Как говорится: «в сухой осадок». После Скобельцына остались пережившие его фотографии. Это, прежде всего, виды его любимой Псковской области: пейзажи, архитектурные и природные, портреты людей.

К числу переживших его пейзажей, относятся и виды Пушкинского Заповедника. Здесь он снимал много. Им заснят каждый восстанавливаемый объект. И работал он в разное время года и суток. Его фотографии можно экспонировать бесконечно – «полной» эта выставка все равно не будет, потому что снимал он бесконечно. Он снимал восстанавливаемые объекты заповедника до их восстановления и после. Восстанавливал эти объекты другой большой художник – директор заповедника Семен Степанович Гейченко. Он же и собрал в заповеднике основной массив фотографий и негативов Б. С. Скобельцына. Следующие поколения музейных работников только продолжили это направление его работы. Выставка, посвященная Скобельцыну – дань памяти и Семену Степановичу Гейченко.

На этой выставке представлены фотографии, посвященные – исключительно – Пушкинскому Заповеднику. Заповеднику 60 – 80-х гг. прошлого века. Это фотографии – за очень редким исключением – не демонстрировались на последних, посмертных, выставках Б. С. Скобельцына. Дополняют выставку портреты, сделанные не в заповеднике, но они представляют собой такую художественную ценность, что не выставить их на юбилейную выставку было нельзя. Как писал Е. А. Маймин о портретах, сделанных Скобельцыным: «Его человеческие изображения на фотографиях чем-то напоминают иконы. Они исполнены святости. И тем обиднее, что о них знают меньше, чем о фотографиях вещественных памятников. Они достойны того, чтобы о них знали». Писал в своей статье «Слово о Борисе Степановиче Скобельцыне» Евгений Александрович Маймин. «Это не просто фотографии, это даже совсем не фотографии: это портреты, созданные художником. Скобельцын был поистине художником и поэтом. Во всех своих работах». Заповеднику повезло, что он хранит несколько портретов Скобельцына. Даже трудно их назвать фотографиями – именно портреты.

Создатели выставки не ставили целью продемонстрировать только его фотографические шедевры. Ставили целью отразить его работу в заповеднике. Конечно же, всю работу отразить невозможно. Надеемся, что удалось показать главное. Что отмечали другие художники (В. М. Звонцов, например)? Что его (Гейченко – В. Е. ) «постройки природа принимает». И встроенность постройки в пейзаж – что так ценил в русском народе Б. С. Скобельцын, считая его «зодческим народом», народом-гением. Ни больше – ни меньше.

На выставке размещены рисунки Б. С. Скобельцына, сделанные им в разные годы, в основном, в молодости. И становится ясно, что основной источник «художественности» его фотографий – его способности в области рисунка. Отсюда и особое видение предмета, и построение кадра и т.д.

Об этом его интересе к истории не только архитектуры, но и изобразительного искусства, свидетельствуют его книги, хранящиеся у наследников. Некоторые из этих книг представлены на выставке. Здесь же его этюдник, его кисти и краски, которые сегодня демонстрируются рядом с его фотоаппаратами и прочими предметами для фотографирования.

Невозможно объять необъятное (а таков «мир» Скобельцына), поэтому устроители выставки хотели представить два направления его работы: художественную фотографию и графику. Для этого выставили и то, что хранится в его доме, у его наследников. И то, что хранится в Пушкинском Заповеднике.

В. А. Елисеева,
хранитель фотонегафонда Пушкинского Заповедника













21 августа – 12 октября 2021 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

Среда-воскресенье – с 9.00 до 17.00

Понедельник, вторник – выходные дни

Взрослые – 20, дети до 16 лет – 10

6+






Дата создания: 18.08.2021 15:00
Дата обновления: 18.08.2021 15:00
Мы используем cookie!
Подробнее