Представленные к обозрению в двух выставочных залах декоративные картины Леоноры Георгиевны Бережной являют собой калейдоскоп разнообразных сюжетов. Создав свою индивидуальную манеру, художник передает мир мыслей, чувств и впечатлений, как сущую явь, благодаря умению оживить воспоминания из кладовой читательского опыта и от некогда замеченных реалий сельского и городского бытования минувших времён.
Л. Г. Бережная родилась в 1930 году, в Москве. И здесь на факультете психологии Государственного педагогического института имени В. И. Ленина приобрела свою профессию – педагог-психолог. К заветным мирам, к созданию экспонируемых картин на выставке, она пришла уже по окончанию своего служения в Московском научно-практическом центре детской психоневрологии, где проработала сорок семь лет.
Еще с детских лет она ощутила тягу к росписи по дереву, вырезанию силуэтов из ткани, созданию фигур в исторических костюмах из различных материалов. «Фигурки, – рассказывает Леонора Георгиевна, – вырезала из картона или фанеры лобзиком, мастерила подставки, чтобы куклы могли стоять. Потом появились герои сказок – Красная шапочка, три медведя. Конечно, в те годы красивые ткани и фурнитуру достать было трудно, почти невозможно. Но друзья семьи, зная о моем увлечении, приносили что могли, – нарядные пуговицы, лоскутки, яркие нитки, блестящие камушки из неиспользуемой бижутерии».
По признанию художника, её никто не учил, не подсказывал как сделать то или иное. Созданные работы были исключительно достижением автора, её личной догадкой, как добиться результата. Так приобретался творческий опыт и вырабатывались эстетические воззрения неординарной индивидуальности.
Начиная с конца 60-х годов ушедшего века, Л. Г. Бережная начала формировать коллекцию традиционного русского народного искусства, которое стало смыслом ее творческих изысканий. Она неустанно во время своих отпусков путешествовала по местам народных промыслов Пензенской, Липецкой, Тульской, Курской, Калужской, Кировской, Рязанской, Архангельской, Орловской областей, приобретая изделия легендарных народных мастеров, творивших в 70–80-е годы XX века.
С годами сложилось уникальное собрание глиняных игрушек, деревянных расписных изделий из сел Полховский Майдан и Крутец. И коллекций городецкой росписи по дереву и феодосеевских игрушек, срубленных народным мастером Зотеем Кокуриным.
Это стойкое увлечение народным творчеством вкупе с природным талантом привело к авторскому рукотворчеству, к созданию декоративных картин из тканей с фурнитурным оформлением. Первоначально это были иконы, исполнение которых достигалось упорным трудом. Для того, чтобы добиться желаемого результата, Леонора Георгиевна скрупулезно писала десятки ликов. Приобретенный опыт позволил расширить тематику картин. Источником вдохновения послужили сюжеты из сельской жизни, живые образы которых являлись её взору во время вояжей в поисках народных промыслов.
Кругозор её образов многогранен. Он отображен в представленном портрете королевы Елизаветы I Английской, в картинах, посвященных Пушкину, Гофману, Кольцову, Кустодиеву, Бенуа, Сомову.
Их тонкое, деликатное отношение определяет простые и ясные композиции. Цветовые переходы декора так гармоничны, что порой формы лоскутных предметов визуализируются, перетекая друг в друга, и ясным остается только цельность выразительного образа авторских сюжетов.
Л. В. Козмина, к.ф.н., хранитель музея-усадьбы Ганнибалов Пушкинского Заповедника
15 мая – 31 августа 2021 года
Музей-усадьба «Петровское», выставочный зал в доме-музее П. А. и В. П. Ганнибала (2-й этаж)
С 10.00 до 17.00
Последний вторник месяца – санитарный
Цены: взрослые – 50 руб., дети до 16 лет – 30 руб.