Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«СПЕШИТЕ В МОЙ ПРОХЛАДНЫЙ САД, ПОКЛОННИКИ ПРЕЛЕСТНОЙ ФЛОРЫ!»
Выставка из фондов Пушкинского Заповедника в рамках проекта «Бег времени»

«Цветок засохший безуханный,
забытый в книге вижу я…»
          А. С. Пушкин. Цветок. 1828

«Усей цветами жизни поле! –
Вот мудрости совет благой».
          П. А. Вяземский. Цветы. 1817 (?)

Выставка из фондов Пушкинского Заповедника «Спешите в мой прохладный сад, поклонники прелестной Флоры!» является продолжением проекта «Бег времени», начавшим работу в январе 2016 года. Выставки этого проекта помогают сделать мир пушкинского времени, мир дворянской усадьбы ближе и понятнее. В название вынесена строчка из стихотворения «Цветы» (1817?) князя П. А. Вяземского, русского поэта, литературного критика, историка, биографа, мемуариста и близкого друга А. С. Пушкина.

История русской усадьбы насчитывает уже почти шесть веков. Само слово «усадьба» произошло от глаголов «садить», «сажать», «усаживаться». По мнению исследователей, усадьба прижилась на русской земле именно потому, что она оставалась для владельца уголком мира, обустроенным именно для себя. Создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. Здесь всё значимо, продумано, всё является аллегорией и «читается» посвященными в усадебное таинство.

Важную роль в обустройстве и украшении усадьбы играли сады и парки. В них нет ничего случайного: при их создании учитывались и модные философские идеи, и эстетические идеалы, и практическая выгода. Д. С. Лихачёв в своей книге «Поэзия садов» отмечал, что «истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению, но и вкусу (откуда и необходимость плодово-ягодных растений в саду), слуху (отсюда забота о птицах, шумящих водопадах, эоловых арфах, садовых концертах), обонянию (поэтому постоянное то более, то менее настойчивое требование сажать душистые цветы, душистые травы, цветущие деревья и кустарники), ощущениям (стремление к удовлетворению последнего выражалось в садах наиболее сложно: нужно было учитывать перемены погоды, сезонные перемены, необходимости прогулок и пр. – так, чтобы всё это доставляло человеку в саду наибольшее наслаждение)».

В наше время умение «прочесть» сады, разгадать их скрытую символику, доступно не каждому. Обладая этим умением, человек не только получает эстетическое наслаждение, но и получает новые знания. Сады и парки – это особенный мир, где царствует атмосфера беззаботности и свободы, любови и дружбы, мечтательности и уединения. Это место, где можно погрузиться в думы, поразмышлять и почитать. «Сад – книга особая: она отражает мир только в его доброй и идеальной сущности. Поэтому высшее значение сада – рай, Эдем», – писал Д. С. Лихачёв.

Выставка имеет разнообразную структуру и охватывает несколько исторических эпох. Она рассказывает о значении садов и парков в культуре и быте, используя флористические мотивы в творчестве А. С. Пушкина, переписку, предметы декоративно-прикладного искусства, живописные и графические работы XIX–XXI веков, гербарий, созданный сотрудниками службы музейных лесов и парков, а так же исследует особый «язык цветов», так популярный в пушкинское время.

В экспозиции среди живописных видов Пушкиногорья, выполненных в разное время А. Лактионовым, Е. Понкратовой, Б. Козминым, Е. Кошевой, В. Лысюком и другими художниками, прекрасных букетов С. Луниной, А. Даур, Цзян Шилуня и др., экспонируются и рукописные альбомы XIX века. Эти альбомы с полным правом можно назвать одними из самых ценных экспонатов выставки. В каждом из них помимо записей есть рисунки с изображением цветов, а в альбоме 1874 года используются и специальные цветочные наклейки.

С незапамятных времён считается, что цветы обладают особыми свойствами, используя которые легко выразить многообразие человеческих чувств. С их помощью велись нескончаемые молчаливые диалоги. Например, по числу бутонов на гиацинте узнавали о дне встречи, а по количеству цветков на колокольчике уточнялось время свидания. Во все времена и в каждой стране цветы преподносились со смыслом, но особый «язык цветов» появился в XVII веке в Константинополе. Оказалось, это целая наука, которую назвали «селам». В ней каждому цветку, ветке или плоду (всего их было более 800) соответствовало какое-либо значение. В начале XVIII века король Швеции Карл II привез из Персии «язык цветов» в Европу. Он прочно входит в обиход отечественной культуры дворянского периода, особенно в сферу этикета и литературного быта. При помощи селама можно попытаться прочитать послания, сохранившиеся в альбомах «уездных барышень», представленных в экспозиции.

Книги XVIII – начала XIX веков выставляются довольно редко. Они требуют особого режима и условий экспонирования. В зале воссоздан интерьерный уголок усадебного дома со старинными часами, секретером и стулом XIX века. На секретере – книги, рассказывающие о значении садов и парков, их разведении и обустройстве. Такие книги были очень востребованы в дворянских усадьбах пушкинской поры.

Предметы декоративно-прикладного искусства с цветочным орнаментом являются украшением экспозиции. В витринах представлена часть уникальной коллекции бисера из собрания Пушкинского Заповедника с букетами и цветочным орнаментом. В основном, бисерная вышивка использовалась для изготовления настенных панно, плоских сумочек, кошельков, закладок, вставок в записные книжки, бювары, портмоне. Выбор рисунка определялся с учётом смысловой нагрузки, особенно если изделие предназначалось в дар. Ведь при помощи изображений цветов, животных и растений можно было составить настоящее послание. Роза – самый распространённый символ в мировой культуре. Например, в наследии А. С. Пушкина слово «роза» употребляется 89 раз. Это и знак тайны, и эмблема смерти, и символ любви и молчаливости. Она может символизировать небесное совершенство и любовную страсть, девственность и сладострастие, милосердие и мученичество, триумф, красоту, счастье и превратности любви и брака (ведь розы с шипами). Венок из роз мог означать награду красоте и добродетели. В христианской символике – они символизируют вечную жизнь и предстоящее воскресенье. На выставке можно не только оценить прелесть бисерных работ, но и попытаться разгадать послания, зашифрованные мастерицами.

К сожалению, нам сейчас не до таких мелочей как язык цветов. Но к месту и со смыслом подаренный букет помогает почувствовать легкость и непринужденность общения. Составляя его, лучше знать, что цвет, форма, количество и оформление цветов – всё имеет значение.

Выставка – не только демонстрация богатой цветовой палитры Пушкиногорья, нашедшей свое отражение в произведениях искусства. Она акцентирует внимание и на исследовании природы Пушкинского Заповедника.

В экспозиции представлены и современные гербарные композиции, составленные к 200-летию со дня рождения Н. Н. Пушкиной сотрудниками службы музейных лесов и парков из трав, собранных в окрестностях Михайловского. Сохранились листы гербария, которые Наталья Николаевна с сестрой и детьми собирала в Михайловском и его окрестностях в 1841 году. Из собирателей также указаны тригорская соседка Анна Николаевна Вульф и Густав Фризенгоф, за которого впоследствии вышла замуж сестра Н. Н. Пушкиной – Александра Николаевна. Эти листы сейчас хранятся в Словакии, в наследии А. Н. Фризенгоф (урождённой Гончаровой), где они были обнаружены учёным и исследователем Л. С. Кишкиным. Два века спустя сотрудники музея воссоздали эти композиции, собрали научный гербарий трав и цветов Пушкинского Заповедника, составили комментарий к нему. Часть этого гербария и представлена на выставке.

Легендарный хранитель Михайловского С. С. Гейченко постоянно подчеркивал: «Михайловское всегда было царством цветов и трав. Люди не только берегут это царство, но и приумножают это богатство во славу великого поэта – певца русской природы».

Т. В. Морозова, специалист отдела
экспозиционной и выставочной деятельности







26 февраля 2020 года – 25 февраля 2021 года

Научно-культурный центр (Пушкинские Горы, бульвар им. С. С. Гейченко, д. 1)

09.00-17.00

Выходные: понедельник, вторник

Взрослые – 20 руб., дети – 10 руб.

12+







Дата создания: 26.02.2020 17:00
Дата обновления: 26.02.2020 17:00
Мы используем cookie!
Подробнее