Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА»
Выставка новых поступлений в фонды Пушкинского Заповедника



Выставка знакомит с собирательской деятельностью музея в 2018 году. Предметы, вошедшие в состав экспозиции, отражают основные направления и тематику комплектования музейных фондов Пушкинского Заповедника.

Неизменным для историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника остается направление, связанное с формированием источниковедческой базы по иконографии мемориального пушкинского ландшафта.

Коллекцию графики 1930-х гг. дополнил лист А. В. Каплуна с авторскими надписями, датированный 1936 годом. Сюжет ранее не был представлен в музейном собрании: это вид из «Домика няни» через распахнутую дверь на крыльцо с колонной и липы на подъездном круге.

Особое место в коллекции графики занимают работы художников ленинградской школы графики. В этом ряду – имена Геннадия Николаевича Веселова (1905-1969) и Владимира Федоровича Алексеева (1944-2010).

От Евгении Федоровны Овсянниковой (Санкт-Петербург), дочери кинооператора-документалиста Федора Ивановича Овсянникова (1907-1977) приобретено графическое произведение «Михайловское. Вид из окна кабинета С. С. Гейченко» 1951 г. работы Г. Н. Веселова. Камерная работа, исполненная на бумаге акварелью и белилами, представляет вид из окна домашнего кабинета С. С. Гейченко на зимнюю реку Сороть. Для нас особенно ценно, что судьба художника сопричастна имени Пушкина и Пушкинскому Заповеднику. Художник неоднократно приезжал в творческие командировки в Михайловское. В собрании музея представлен ряд работ мастера на пушкинскую тему, среди которых – иллюстрации к «Станционному смотрителю» (1951 г.), а также работы, исполненные по заказу директора музея-заповедника с видами Дома поэта.

В 2018 году музейный фонд пополнился 95 графическими работами художника В. Ф. Алексеева. Их передала в дар вдова мастера – Татьяна Анатольевна Алексеева (Санкт-Петербург). Имя В. Ф. Алексеева неразрывно связано с Пушкинским Заповедником. В 1960 году он впервые посетил Пушкиногорье. В период обучения на графическом факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у М. А. Таранова и В. М. Звонцова (1964-1970) проходил летнюю творческую практику в пушкинских местах. В последующем регулярно, в течение более тридцати лет, посещал Михайловское; завязалась личная дружба с С. С. Гейченко. Будучи прекрасным рисовальщиком, художник работал в редкой технике резцовой гравюры на металле и сухой иглы. Его любимыми темами были виды Санкт-Петербурга и его окрестностей, а также пейзажи пушкинских мест Псковской области. Сегодня в фондах Пушкинского Заповедника представлена большая часть сюжетов на эти темы.

Переданные Татьяной Анатольевной работы, выполненные в техниках акварели, гуаши, фломастера, цветного карандаша и графитного карандаша, а также в смешанной технике, в жанровом отношении представляют пейзаж и иллюстрацию. Сюжетно – виды Михайловского, Тригорского, Петровского, городища Савкино, Святогорского монастыря и г. Пушкин, а также иллюстрации к пушкинским произведениям – стихотворениям «Анчар», «Памятник», повести «Пиковая дама» и «Маленьким трагедиям». Большая часть работ датирована автором – это 1970-2001 годы, время активной творческой деятельности художника и тесного сотрудничества его с нашим музеем.

Листы, связанные с иллюстрированием пушкинских произведений, позволяют погрузиться в творческую лабораторию художника, где он ищет наиболее выразительную композицию, отношение света и тени в ней, подбирает направление штриха для той или иной фактуры. Данный эскизный материал дает возможность проследить эволюцию образа – от замысла до воплощения в печатной форме.

Значительный интерес для музея представляют натурные зарисовки. В них – живое восприятие пушкинского начала, элегичность и любовь к этим местам. Многие их сюжетов нашли впоследствии воплощение в печатной технике. Следует отметить, что в составе переданных в дар работ содержится ряд редких сюжетов: к примеру, вид из окна домашнего кабинета С. С. Гейченко.

От Б. М. Козмина (1937 г.р.), первого и многолетнего хранителя мемориальной усадьбы Ганнибалов «Петровское», художника, искусствоведа, заслуженного работника культуры Российской Федерации, более трех десятилетий отдавшего служению Пушкинскому Заповеднику, поступил пейзаж «Городище Воронич. Зима», исполненный в 2016 году. Борис Михайлович жадно всматривается в мемориальные пейзажи пушкинских мест. Созданные им произведения дают ясное представление о глубочайшей приверженности высоким традициям национальной пейзажной живописи, а любовь к светлому пушкинскому образу наполняет все творчество Б. М. Козмина.

Отдельный раздел экспозиции составили результаты творческих художественных практик студентов и преподавателей Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств и Института графики и искусства книги им. В. А. Фаворского Московского Политехнического университета.

Начало традиции ежегодных летних практик студентов Академии художеств в Пушкинских Горах было положено более 60 лет назад директором Заповедника С. С. Гейченко совместно с ленинградским графиком, признанным мастером офорта, заслуженным (1978) и народным художником РСФСР (1983) В. М. Звонцовым (1917 – 1994). Практики продолжаются с 1957 года по сей день. В состав выставки вошли восемь живописных и графических студенческих работ 2015 и 2017 года с пейзажными видами Михайловского и Бугрово, интерьерами музеев и одной жанровой композицией на пушкинскую тему. Дополняют данный раздел два произведения В. В. Романова, старшего преподавателя кафедры рисунка.

Результаты ежегодной практики Института графики и искусства книги им. В. А. Фаворского Московского Политехнического университета, инициатором которой стал народный художник СССР, всемирно известный книжный иллюстратор Борис Аркадьевич Диодоров, представлены работами Е. Ю. Абдулаевой и А. А. Павловой.

Продолжается комплектование раздела современной пушкинианы. Тему «Пушкин и XXI век» обозначают работы И. Д. Шаймарданова из серии «Новый старый Пушкин», исполненные на ситце.

Коллекцию редкой книги пополнили книжные издания с иллюстрациями В. М. Звонцова: 1-е и 2-е издания «У Лукоморья» С. С. Гейченко (соответственно, 1971 и 1973), альбом «Петровское» (1977), «Тригорское: Краткий путеводитель» (1965) и «Пушкинский заповедник. Краткий путеводитель» (1967). Все они относятся к лучшим образцам литературы о Пушкинском заповеднике и являются примером плодотворного сотрудничества С. С. Гейченко и В. М. Звонцова. Альбом «Петровское» и «Тригорское: Краткий путеводитель» представляют особую ценность для выставочной работы, так как оригиналы иллюстраций в технике акварели и туши представлены в музейном собрании.

В части обновления постоянных экспозиций Пушкинского Заповедника в 2018 году приоритетным направлением комплектования стало обеспечение постоянной экспозиции «Дома крестьянина» музея «Пушкинская деревня» в Бугрово материалами этнографического направления, датирующихся рубежом XIX – XX вв., началом ХХ и первой половиной ХХ в. Среди них - глиняная керамика разных типов и форм, домотканая дорожка, ночва, корзинка-кузовок, кочерга (клюка) для русской печи и пр. Большая часть предметов бытовала на территории Пушкинских Гор и Пушкиногорского района Псковской области, отдельные образцы – на территории Северо-Запада. Сейчас приобретенные предметы быта и этнографии представлены в экспозиции музея «Пушкинская деревня».


* * *    * * *    * * *


Музей выражает благодарность дарителям, деятельно участвующим в комплектовании фондов Пушкинского Заповедника и вклад в пополнение Музейного фонда Российской Федерации.

Дарья Плотникова, главный хранитель музейных предметов







25 декабря 2019 г. – 10 марта 2020 г.

Выставочный зал музея-усадьбы «Михайловское»

10.00-16.30

Выходные: понедельник, вторник

12+






Дата создания: 25.12.2019 15:00
Дата обновления: 25.12.2019 15:00
Мы используем cookie!
Подробнее