Виртуальная выставка «Рублевцы»
Весной 1966 года в Старом Изборске Андрей Тарковский снимал некоторые эпизоды своего второго полнометражного фильма «Андрей Рублев». Консультантом фильма по материальной культуре был Савелий Ямщиков. Фотографировал процесс съемок Борис Степанович Скобельцын со свойственным ему интересом к любым проявлениям подлинного творчества. На его глазах создавался шедевр, наша сегодняшняя киноклассика. Он не мог не оценить выдающихся способностей авторов и создателей фильма. И не мог не поделиться с ними своими знаниями и видением природы и истории, запечатленной в творениях рук человеческих - любимой им старинной архитектуре - водил и возил группу по Пскову и Псковской области.
50-летию съемок фильма и 95-летию Б.С. Скобельцына посвящена эта небольшая выставка, составленная из негативов, принадлежащих Пушкинскому Заповеднику, и негативов из собрания семьи Б.С. Скобельцына. В фоторяд включены снимки отдельных листов режиссерского сценария фильма и открытка, адресованная Скобельцыным, также из собрания наследников.
За предоставленные для экспонирования материалы авторы и устроители выставки выражают благодарность Надежде Борисовне Грошевой.
По имеющимся в этих двух собраниях материалах можно составить представление о съемках трех эпизодов, вошедших в окончательную редакцию фильма: «Пролог» (или «Эпизод с воздушным шаром»), «Праздник» (эпизоды «В сарае» «Распятие Андрея Рублева» и «Искушение») и «Набег» (эпизоды «У врат крепости» и «Смерть Фомки»). Б.С. Скобельцын также фотографировал авторов фильма, актеров и работников киногруппы во время съемок, в промежутках между съемками и на отдыхе.
В книгах о А.А. Тарковском авторы любят использовать фотографии Б.С. Скобельцына, сделанные во время съемок фильма. Как например, в книге «Мир и фильмы Андрея Тарковского. Размышления. Исследования. Воспоминания, Письма. М. Искусство, 1991. Сост. и подготовка текста А.М. Сандлер. Или в книге Евлампиева Игоря. «Художественная философия Андрея Тарковского». Изд-во «Алетейя» СПб. 2001. В последней книге автор фото, к сожалению, не указан. Знал ли автор книги имя автора фотографии? И при каких обстоятельствах эта фотография была сделана. Или, если речь идет о «художественной философии», такие «подробности» не суть важны? Скорее всего, фотографии Тарковского, сделанные Б.С. Скобельцыным, зажили своей, отдельной от автора, жизнью.
Когда Б.С. Скобельцын снимал эпизоды фильма, кажется, что он снимал фильм, а не запечатлевал его съемку. Как ему это удавалось? Ведь он не был кинооператором. Он был фотографом. Правда, не простым фотографом – фотохудожником. Тайна таланта поистине непостижима…
В. Елисеева, хранитель фотонегафонда