Виртуальная выставка
«Коллекция фарфора из фондов Пушкинского Заповедника»

Карта сайта

Все виртуальные выставки

Коллекция предметов, изготовленных из фарфора, в собрании Пушкинского Заповедника насчитывает около трехсот единиц хранения. Бoльшую часть коллекции составляет столовая и чайная посуда ХIII – первой трети ХIХ вв., предметы дворянского быта различного назначения: вазы декоративные, вазы–ароматницы, трубки курительные, статуэтки, чернильные приборы, стаканы для перьев и карандашей, тарелки настенные, флаконы туалетные, подсвечники, перочистки, пудреницы. Имеются в коллекции изделия из фарфора, изготовленные и в более позднее время – второй половине ХIХ – конце ХХ вв.: пластины декоративные с изображением пушкинских мест, яйца пасхальные, шкатулки и другие предметы.

Производство фарфора в России было налажено в середине XVIII века. В годы правления императрицы Елизаветы Петровны – открылся Императорский фарфоровый завод (ныне Санкт – Петербургский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова). Производство собственного фарфора расценивалась не только как открытие новой области русского искусства, но как государственное культурное дело. Примерно в это же время начинают открываться частные заводы и мастерские по производству фарфора. Как правило, каждый завод имел свою марку, которая наносилась на дно изделия с внешней стороны. Марка снабжалась конкретными сведениями, при изменении которых тотчас менялась и марка. Иногда, кроме фабричного клейма, фарфор нес на себе автограф мастера. Клейма были двух видов: подглазурные, наносимые на изделие до покрытия его глазурью, и надглазурные, которые ставились поверх глазури и закреплялись при помощи обжига в муфельных печах. Благодаря клеймам можно определить, где и в какой временной промежуток изготовлен предмет. Первая маркировка русского фарфорового изделия, изготовленного на Императорском фарфоровом заводе, относится к 1745 году.

В музейную коллекцию Пушкинского Заповедника входят фарфоровые предметы, изготовленные на различных российских заводах по производству фарфора: заводах Ф. Гарднера (открыт в 50-х гг. ХVIII в. в Вербилках Дмитровского уезда под Москвой); К. Мелли (конец ХVIII в., село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии); А.Г. Попова (1811 г., село Горбуново Дмитровского уезда Московской губернии); Петра Фомина (1806 г., д. Кузяева Богородского уезда Московской губернии); Кузнецовых (1812 г., Новохаритоново Бронницкого уезда Московской губернии); купцов Батениных (1812 г., Петербург); братьев Рачкиных (1820-е гг., д. Глебово Бронницкого уезда Московской губернии); братьев Тереховых и А.Л. Киселева (1820-е гг., Речицы Бронницкого уезда Московской губернии); А.Т. Сафронова (1820-е гг., д. Короткая Богородского уезда Московской губернии); Ф.В. Сабанина (вторая четверть ХIХ в., Владимирская губерния); М.С. Корнилова с братьями (1834 г., Петербург); братьев Гулиных (1830-е гг., Фрязево Богородского уезда Московской губернии); Якова Храпунова – Нового (1830-е гг., д. Кузяева Богородского уезда Московской губернии) и некоторых других.

Русский фарфор пушкинской эпохи довольно своеобразен. В первой трети ХIХ века появляется так называемый подарочный фарфор, который был особой гордостью владельцев и бережно хранился в шкафчиках, горках, под стеклом. Как правило, подобная посуда изготавливалась на заказ и украшалась аллегорическими изображениями, дарственными надписями, девизами, пожеланиями, портретными изображениями реальных лиц. Примером тому может служить чашечка, изготовленная на заказ к юбилею свадьбы Евпраксии Николаевны Вревской (в девичестве Вульф), приятельницы А.С. Пушкина из Тригорского.

В этот же период времени на фарфоровые изделия стали наносить модные картинки, разнообразные сюжеты и героев популярных литературных произведений, пейзажные виды и памятники, прославляющие Отечество. Иллюстрацией тому могут быть подарочная чашка с изображением Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт – Петербурге, воздвигнутой в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года, и сувенирная тарелка с изображением Царскосельского Лицея.

Кроме русского фарфора в музейной коллекции Пушкинского Заповедника представлены изделия фарфоровых заводов Западной Европы - Англии, Франции, Германии, Голландии. Особую гордость составляет фарфор Севра (Франция), Мейсена, Ревала (Германия), английской фирмы «Коупленд», Берлинской мануфактуры.

Особую ценностью и интерес для нас в коллекции представляют мемориальные предметы. Это вышеназванная чашечка с изображением Е.Н. Вревской и чайная пара (завод Я. Храпунова-Нового), принадлежавшая, по легенде, отцу А.С. Пушкина Сергею Львовичу. Чашка с блюдцем поступили в Пушкинский Заповедник в 1965 году из Государственного Литературного музея (Москва). Две декоративные вазочки с ручной росписью, изготовленные в Италии, по преданию, были подарены А.С. Пушкиным тригорским друзьям. Вазочки были преподнесены в дар музею частным лицом в 1975 году. Чернильница в виде Амура, сидящего верхом на дельфине, бытовала в пушкинское время в имении Полотняный Завод (Калужская обл.), принадлежавшем родителям супруги поэта Натальи Николаевны. Изготовлена во второй половине XVIII в., завод неизвестен. Чернильницу подарил Пушкинскому Заповеднику в 1965 году житель Ленинграда.

Коллекция фарфора музея постоянно пополняется. Основной собирательской коллекционной задачей в соответствии с «Концепцией комплектования музейного фонда Пушкинского Заповедника» является приобретение подлинных предметов ХVIII – первой трети ХIХ веков, раскрывающих мир Пушкина, его отношения с современниками и историей. Этим принципом руководствуются сотрудники фондов и при пополнении коллекции фарфора.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. В. Борок, Т. Дулькина. Марки немецкого фарфора. М.: «Аксамит – Информ», 1999

2. В. Борок, Т. Дулькина. Марки европейского фарфора 1710 – 1950. М.: «Аксамит – Информ», 1998

3. Ив. Лазаревский. Среди коллекционеров. М.: «Аксамит – Информ», 1999

4. Марки российского фарфора 1744 – 1917. М.: «Знание», 1995

5. В.А.Попов. Русский фарфор. Частные заводы. Л.: «Художник РСФСР», 1980

6. М.А. Бубчикова. Русский фарфор пушкинской эпохи. М.: «Галарт», 1997

7. Русский фарфор. Искусство первого в России фарфорового завода. Л.: «Художник РСФСР», 1968

8. В.И. Переятенец. Русский антиквариат. СПб.: «Паритет», 2003

О.В. Лукашова,
хранитель фонда декоративно–прикладного искусства



Туалетный флакон в виде сидящего калмыка

Вторая четверть ХIХ в. Россия, завод Ф. Гарднера
Фарфор, роспись, позолота
10,5х6

Фигурка «Старушка с лукошком»

1830 – е гг. Россия, завод Ф. Гарднера
Фарфор неглазурованный (бисквит), роспись
h – 16, основание – 11,8х11,8

Статуэтка «Дама с мушкетом» (Екатерина II в охотничьем костюме)

Конец ХVIII в. Германия, Мейсен
Фарфор, роспись
17х5,5

Статуэтка «Юноша с собакой»

1830 – е гг. Россия, завод Ф. Гарднера
Фарфор, роспись
10х3,5х3,3

Статуэтка в виде женской фигурки с кувшином ( из серии «Парижские крикуны»)

ХVIII в. Германия, Мейсен
Фарфор белый
12х5




Мы используем cookie!
Подробнее