Уважаемые посетители сайта Пушкинского Заповедника!

Приглашаем Вас познакомиться с виртуальной выставкой «Предметы мейсенского фарфора», материалы которой предоставлены Пушкинскому Заповеднику на правах взаимного сотрудничества Восточно-Европейским Антикварным Домом (г. Москва, Спасский тупик, д. 2, стр. 1, www.domantik.ru). Надеемся, что предлагаемая выставка станет интересным дополнением к уже существующей на сайте музея выставки «Коллекция фарфора из фондов Пушкинского Заповедника» и привлечет внимание многих любителей декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время для российских антикварных домов характерно формирование собственных коллекций предметов искусства и старины. В коллекции Восточно-Европейского Антикварного Дома можно увидеть по-настоящему редкий европейский фарфор. Помимо его инвестиционной привлекательности, важная роль отводится цели сохранения и популяризации культурного наследия, тем более, что для российского зрителя европейский фарфор известен менее, чем отечественный.
Говоря о коллекции, в первую очередь речь идет о ранних предметах старейшей европейской фарфоровой мануфактуры – Мейсене. Собрания фарфора XVIII века достаточно редки и являют собой огромную ценность для коллекционеров и любителей, а если говорить о работах начала XVIII века, то значимость подобных предметов поистине бесценна.
Мейсенская фарфоровая мануфактура была основана саксонским курфюрстом и польским королем Фридрихом Августом II (Сильным) 23 января 1710 года в Дрездене. Летом того же года предприятие было переведено в Мейсен в крепость Альбрехтсбург поблизости от столицы. Основание Мейсенской фарфоровой мануфактуры открыло новую страницу в истории европейского искусства. Мощный импульс, данный восточным фарфором, был необычайно плодотворным и послужил основой для своеобразного претворения его наследия немецкими мастерами. Мейсенский фарфор первой половины XVIII века дает бесконечное разнообразие вариантов художественного облика своей продукции, от копирования восточных, китайских и японских, образцов до создания произведений, блестяще воплотивших в новом материале принципы европейского барокко и рококо. Значительная часть ранних изделий Мейсена отражает своеобразный взгляд европейцев на удивительный мир загадочного и притягательного Востока и нередко сочетает в себе черты дальневосточной и европейской культуры.
По традиции ранним считается мейсенский фарфор с 1710 по 1745 год. В этом году начинается кризис в деятельности мануфактуры, причиной которого стала оккупация Мейсена войсками прусского короля Фридриха II в ходе второй Силезской войны.
Изделия раннего Мейсена навсегда остались классикой европейского фарфора. Непревзойденные в художественном отношении ранние произведения демонстрируют все лучшие и несравненные качества нового материала. Опять-таки, согласно традиции, на антикварном рынке наиболее дорого ценится мейсенский фарфор 1-й половины XVIII века. С давних пор по утвердившимся законам собирательства в коллекциях мейсенского фарфора приоритет всегда отдается предметам раннего периода, более того, заслуживающие внимания, престижные коллекции ограничиваются подбором исключительно произведений раннего Мейсена.
2
В первые два десятилетия деятельности мейсенской мануфактуры были разработаны основные формы чайно-кофейной посуды, предназначенной для пока еще редких в Европе напитков – чая, кофе, шоколада. Многие из них были созданы скульптором И.Я. Ирмингером в первый период работы мануфактуры, с 1710 по 1719 гг., получивший название бёттгеровского по имени изобретателя твердого европейского фарфора И.Ф. Бёттгера. Маленькие конические чашки без ручки заимствованы в китайском фарфоре, где они предназначались для зеленого чая. Чашки с двумя ручками для шоколада (артикул Д00698/11), который подавался очень горячим и густым, созданы на основе как восточных, так и европейских образцов, в ранний период они нередко декорировались вертикальными каннелюрами. К одним из первых форм мейсенского фарфора относятся также низенькие восьмиугольные сахарницы (артикул Д00698/264) с навершиями крышек, напоминавшими своей формой пагоды.
В начале XVIII века, когда в Мейсене еще не были разработаны методы надглазурной росписи, одними из первых освоили технику росписи по фарфору опытные мастера-эмальеры из Аугсбурга, применяя знакомый им прием позолоты «через огонь». В мастерских Аугсбурга была создана особая манера изображения «золотых китайцев», сюжеты для которой черпались из издававшихся в это время гравюр с изображением сцен из вымышленной китайской жизни (артикулы Д00698/29, Д00698/266). Самой известной в Аугсбурге была мастерская Б. Зойтера. Аугсбургские мастера продолжали декорировать мейсенский фарфор и в то время, когда на самой мануфактуре уже была разработана техника полихромной надглазурной росписи. Кроме золочения в живописных заведениях, где расписывали мейсенский фарфор вне стен мануфактуры, нередко применяли технику монохромной росписи, в которой преобладали железно-красная (артикул Д00698/3) и черная краски. Редкие изделия мейсенского фарфора, расписанные так называемыми хаусмалерами (т.е. работающими на дому), относятся к одним из самых замечательных образцов раннего мейсенского фарфора, которые могут стать украшением любой коллекции. Большую группу произведений раннего Мейсена составляют изделия с сюжетной росписью в стиле И. Г. Хёролдта, художника, который в начале 1720-х годов создал в Мейсене особый живописный жанр – шинуазри, отражающий моду на все китайское, в которой воплотились представления европейцев о далеком сказочном Востоке (артикулы Д00698/12, Д00698/14, Д00698/10). Он изобразил бесконечную череду сценок из вымышленной китайской жизни, запечатленных в альбоме образцов. По этим рисункам выполняли росписи и другие мастера живописной мастерской, которой руководил Хёролдт, многие художники создавали и свои оригинальные композиции для альбомов образцов.
3
Помещенные на чашках китайские сцены очень типичны для этого жанра. На них изображены яркие, красочные фигурки китайцев, гуляющих под зонтиками и с опахалами, дрессирующих удивительных животных, расписывающих фарфор, готовящих и пьющих чай за столиками среди цветущих кустов под пролетающими экзотическими птицами и драконами, детей и взрослых, играющих с различными подвесками. Особую декоративность росписям шинуазри придают обрамляющие сценки картуши со стилизованными орнаментами, выполненными обычно железно-красной и фиолетовой красками и золотом, а также включающие сегменты лилового люстра. Фарфор с росписями в стиле Хёрольдта 1720-1730-х годов стал наиболее ярким и самобытным явлением в продукции Мейсенской мануфактуры 1-й половины XVIII века. Особенно стоит отметить чайно-кофейный сервиз со сценами из китайской жизни на 17 предметов(Д00698/262), расписанный Хёролдом собственноручно.
Хёролдт создал также один из основных типов декора этого времени, подражающие китайской и японской росписи на фарфоре - «индианские» цветы (артикул Д00698/131), в которых преобладают стилизованные пионы и хризантемы. В 1720-30-е гг. в Мейсене был создан ещё целый ряд декоров, также основанных на дальневосточных образцах и ставших классическими для мейсенского фарфора. К ним относится мотивы росписи «красный дракон», «желтый лев», «три друга» и другие. Отдельную группу составляют типы росписей с использованием подглазурного кобальта, широко применявшегося в китайском и японском фарфоре. Среди них такой типичный восточный мотив, как «цветы и скалы», очень известный «луковичный узор» (артикул Д00698/7) и «сухоцвет». К ним относится ставший не менее популярным мотив Tischchenmuster - узор со столиком (артикулы Д00698/19, Д00698/21). Он появился в мейсенском фарфоре в начале 1730-х годов. Изображение самого синего столика, обычно декорированного золотом, дополнялось индианскими цветами, стилизованными в восточном стиле и расписанными, как правило, в красных, пурпурно-лиловых тонах с добавлением зеленых и желтых. Обязательным мотивом таких росписей стали синие кобальтовые листья с золотой прорисовкой. Наряду с цветочными мотивами, предметы украшались полосами орнаментов в той же цветовой гамме, также основанных на восточных образцах. Этот тип декора широко использовался в мейсенском фарфоре на протяжении более двух с половиной столетий. Во 2-й половине 1720-х годов в мейсенской росписи появляются различные европейские пейзажные мотивы, среди которых преобладают так называемые «сцены в гаванях» (артикул Д00698/28). Это пейзажи с морскими и речными портами, где нарядная толпа встречает прибывшие корабли, тут же идет погрузка и разгрузка товаров, встречаются местные и приезжие купцы.
4
Европейские мотивы получают наибольшее распространение в 1730-е годы, расширяется тематика росписей, на фоне пейзажей с дворцами, кирхами, руинами появляются фигурки дам и кавалеров, поселян, охотников и военных. Миниатюрные росписи на различных предметах чайной посуды заключаются в орнаментальные золоченые картуши или в фигурные резервы на различных цветных фонах, которые очень часто украшают поверхность изделий 1730-40-х годов. Произведения с поэтичными европейскими пейзажами, отразившими многие увлечения XVIII века и вобравшими глубокие традиции европейского искусства, также относятся к лучшим произведениям раннего Мейсена. Помимо представленных предметов раннего периода Мейсенской мануфактуры мы предлагаем взглянуть на произведения более позднего времени.
Особое внимание стоит обратить на парные фигуры китайских пагод (артикул Д00697/184) начала XIX века. Исторически сложилось, что на Мейсенской фарфоровой мануфактуре названия «пагоды» обозначают не привычные нам сооружения, а китайских божеств: Хотея или Будды. Особенность данных скульптур состоит в том, что головы и руки при прикосновении к ним начинают двигаться. К середине XIX века относится серия женских фигур «Пять чувств» (Д00697/141), повторенная с модели 1772 года И. К. Шенхейта. Фигуры олицетворяют каждое из пяти чувств. Нужно отметить, что костюмы были расписаны и смоделированы по эскизам из дамских журналов того времени. Из серийных фигур стоит выделить также «Времена года» (арт. Д00697/123), где каждое время года изображено в виде детских фигур с атрибутами того или иного состояния природы. С середины XIX века на Мейсенской фарфоровой мануфактуре стала популярной детская пластика. Ее «родоначальником» был Мишель - Виктор Асье, прадед композитора П. И. Чайковского. Работая на Мейсене в качестве модельщика, он вводит в ассортимент детские серии, серии амуров с различными атрибутами- «Дети с девизами». В 2014 году Клинский музей П. И. Чайковского приобрел несколько фигур из серии амуров для своей коллекции. В нашей коллекции стоит обратить внимание на фигуру «Амура-нищего» (Д00697/34) середины XIX века, которая является поздней переработкой известной в середине XVIII века серии «переодетых амуров». Отличается она большими размерами и иной стилистической проработкой фигуры и лица амура. Из крупных фарфоровых предметов в коллекции Восточно-Европейского Антикварного Дома особое место занимают каминные часы «Времена Года» (Д00698/125) и зеркало с подсвечниками (Д00698/126). Обилие лепных деталей разной сложности, разнообразный колорит и тонкость проработки композиции относят данные предметы к ряду одних из самых сложных.
5

Содержание:

6


7
8






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1720-1725


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Незначительная трещина на чашке


Размер: Высота чашки 4 см, диаметр блюдца 11 см


Описание: Чашка и блюдце с росписью в восточном стиле, характерной для раннего периода деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Представляют собой превосходный образец данного периода.
9
10






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1725


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертости позолоты


Размер: Высота чашки 4,5 см, диаметр блюдца 12,5 см


Описание: Чашка и блюдце с росписью в восточном стиле, характерной для раннего периода деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры, станут украшением любой коллекции. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
11
12






Наименование: Сахарница с крышкой


Год производства: Около 1725


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Незначительная трещина


Размер: Высота с крышкой 7,8 см, основание 9,0 х 6,4 см


Описание: Сахарница с росписью в восточном стиле, с фигурами китайца и оленя на крышке, выполнена в форме восьмигранника. Привлекает внимание красотой и изяществом. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
13
14


Наименование: Чайно-кофейный сервиз с китайскими сценами в гавани


Год производства: 1726-1728


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4 см; диаметр блюдца 12 см; высота чайницы 10,2 см; высота полоскательницы 8,7 см; диаметр полоскательницы 17,7 см; высота чайника 11 см; высота кофейника 20,3 см; размеры сахарницы 11,8 ? 9 ? 8 см


Описание: На предметах сервиза в золоченых картушах изображены разнообразные сцены из китайской жизни, гавань, пейзажи, горы, человеческие фигуры. Эти многочисленные сцены из вымышленной китайской жизни иллюстрируют созданную в Европе сказку о жизни на Востоке. Сервиз уникален тем, что сохранился и дошел до наших дней в полном комплекте.
Провенанс: Чайно-кофейный сервиз был передан во владение сэру барону Уильяму Стрикленду (1686–1735), военному атташе короля Георга II, Августом Сильным, согласно семейной традиции. Далее перешел по наследству к миссис Стрикленд А. Л, после чего был продан на Sotheby's в Лондоне, 28 ноября 1967 года, лот № 135. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
15
16






Наименование: Чайник


Год производства: 1730-е


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 11 см


Описание: Чайник в стиле шинуазри. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Очень нежная, редко встречающаяся роспись. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
17
18





Наименование: Кофейник с крышкой


Год производства: 1730


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, монохромная надглазурная роспись, серебро, монтировка


Сохранность: Профессиональная реставрация


Размер: Высота 20 см


Описание: Редко встречающийся сюжет росписи. На светлой поверхности кофейника изображены всадники среди деревьев. Крышка имеет рельефную серебряную окантовку. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
19
20





Наименование: Две чашки для шоколада


Год производства: 1730-е


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота, серебро


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашек: 8,4 и 8,2 см


Описание: Чашки с двумя ручками, в нижней части с зелеными и золотыми полосками, в верхней – с золотыми полосками и полихромным изображением сцен китайского быта. Ножка одной из чашек оправлена в серебро с золочением. Редко встречающиеся экземпляры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П.М.Третьякова
21
22





Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1730-е


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Незначительнаяя трещина


Размер: Высота чашки 4,7 см, диаметр блюдца 13 см


Описание: Чашка с пояском и изображением фигурок китайцев на верхней части, лиловые и золотые полоски – на нижней. На блюдце – в картуше изображение китайских сцен. Уникальная работа. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
23
24






Наименование: Чайник


Год производства: 1735


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Профессиональная реставрация


Размер: Высота 8 см


Описание: Чайник с ярким полихромным орнаментом. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
25
26






Наименование: Сахарница с крышкой


Год производства: 1735


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертости позолоты


Размер: Высота 7,5 см, диаметр 10,5 см


Описание: Сахарница с ярким полихромным орнаментом. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Выгодное приобретение, прекрасная инвестиция. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
27
28






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: Около 1735


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись терракотой, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,2 см, диаметр блюдца 13,1 см


Описание: Чайная пара с красными пейзажами и золоченым орнаментом по краям предметов. Украшение любой коллекции. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
29
30






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1736-1739


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,5 см, диаметр блюдца 12 см


Описание: Чашка и блюдце с росписью в восточном стиле, со сценами из повседневной жизни. Роспись характерна для раннего периода деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Является выгодной инвестицией. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
31
32






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1740


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал:Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,5 см, диаметр блюдца 13 см


Описание: Чашка и блюдце с росписью в восточном стиле, со сценами из повседневной жизни. Роспись характерна для раннего периода деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно- исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
33
34






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1740


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, крытье, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота чашки 4,5 см, диаметр блюдца 13,2 см


Описание: На чашке в картушах изображены два пейзажа с фигурками и кораблем, на блюдце – в картуше – изображение корабля в гавани. Редко встречающийся сюжет. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
35
36






Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1740


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота чашки 6,5 см, диаметр блюдца 13 см


Описание: Чашка и блюдце с ярким полихромным орнаментом. Относятся к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Очень нежный, трогательный сюжет.
37
38






Наименование: Полоскательница


Год производства: 1740


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота 6,2 см; диаметр по борту 15,5 см


Описание: Полоскательница с ярким полихромным букетом в восточном стиле. Великолепный типажный экземпляр раннего производства Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
39
40





Наименование: Чашка с блюдцем


Год производства: 1740-е


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота чашки 4,4 см, диаметр блюдца 12 см


Описание: Чашка с блюдцем с изображением пейзажа, гавани и фигур в золоченых картушах. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Предмет станет украшением любой коллекции или статусным подарком. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
41
42





Наименование: Чайница


Год производства: 1745


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота 12,5 см; основания 4,6х6,8 см


Описание: Чайница с пейзажем в гавани в золоченом картуше. Является ярким предметом раннего периода деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Предмет в подобной сохранности встречается крайне редко. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
43
44




Наименование: Молочник


Год производства: 1740-1750


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Высота 11,5 см


Описание: Молочник с ярким полихромным букетом в восточном стиле. Относится к раннему периоду деятельности Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Красивый и нежный сюжет. Рекомендуем к приобретению Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
45
46




Наименование: Набор из трех чашек с блюдцами


Год производства: 1740-1750


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись кобальтом


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,5 см, диаметр блюдца 12 см


Описание: Чашка с блюдцем, расписанные кобальтом, относятся к наиболее популярным изделиям Мейсенской фарфоровой мануфактуры. В соответствии с маркой и характером росписи чашку с блюдцем можно датировать серединой XVIII века. Эта манера росписи на многие годы стала одной из визитных карточек Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
47
48






Наименование: Тарелка с декором «Андреевского сервиза»


Год производства: 1745-1750-е гг.


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная роспись, золочение


Сохранность: Бытовые потертости, сколы


Размер: Диаметр 24 см 


Описание: «Андреевский сервиз» – один из самых известных сервизов Мейсенской фарфоровой мануфактуры, произведенных для Российской империи. Свое название он получил от высшей русской награды – Андреевского креста – и был изготовлен в 1745 году по заказу русской императрицы Елизаветы Петровны. Данная тарелка выпущена в XVIII веке и полностью имитирует декор, разработанный для сервиза, отсутствует лишь изображение Андреевского креста.
49
50






Наименование: Молочник с крышкой


Год производства: 1740-1760


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 12 см


Описание: Молочник с изображением птиц, цветов и музыканта. Характерное изделие Мейсенской фарфоровой мануфактуры середины XVIII века. Обладает удивительной красотой и высокой степенью сохранности. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
51
52






Наименование: Прибор для умывания


Год производства: Около 1745


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Реставрация небольшого объема края тазика


Размер: Таз 28,8 ? 22 см; высота кувшина 20,7 см


Описание: Прибор для умывания с рельефной плетенкой по всей поверхности и изображением пейзажей и фигур. Может быть украшением любой коллекции, является одним из топ-лотов. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
53
54




Наименование: Две чашки с блюдцами


Год производства: 1745-1750


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,9 см, диаметр блюдца 13,2 см


Описание: Чашки и блюдца с полихромным изображением цветов относятся к наиболее известным и популярным изделиям Мейсенской фарфоровой мануфактуры. В декоре использованы традиционные приемы середины XVIII века: ассиметрично расположенный на блюдцах крупный компактный букет из различных садовых цветов, разбросанные по всей поверхности отдельные цветки, мелкие веточки. Учитывая хорошую сохранность предмета, является прекрасным вложением средств. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова.
55
56





Наименование: Скульптура «Суконщики»


Год производства: Середина XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Технологические дефекты глазури


Размер: Высота 17 см 


Описание: Аллегорические фигуры детей, олицетворяющие различные профессии, были разработаны в XVIII веке И. Кендлером, Ф. Майером. Сюжеты просты и одновременно наглядны: несколько, обычно двое, детей изображены в виде портных, музыкантов, скульпторов, садовников. Данная модель представляет собой суконщиков или торговцев.
57
58





Наименование: Чайница «Индийский узор»


Год производства: Середина XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 12,5 см. Основание: 7 х 4,5 см 


Описание: К середине XVIII века чайная торговля в Европе набирала обороты. В обиходе были широко распространены предметы для хранения чая – чайницы, на тулова которых обычно помещался характерный для эпохи декор. В данном случае на предмете изображен узнаваемый многими ценителями «индийский пурпур»: стилизованные композиции из цветов Востока. Чайницу отличает ребристая поверхность.
59
60





Наименование: Блюдо с букетом и цветами


Год производства: Середина XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Полная. Диаметр 39,3 см; высота 6,5 см  


Описание: Блюда и чашка с блюдцем для бульона имеею антикварную ценность как типичные изделия Мейсенской мануфактуры, созданное в середине- второй половине XVIII века. В декоре использованы традиционные приемы: ассиметрично расположенный крупный букет из различных садовых цветов и разбросанные по всей поверхности отдельные цветки, мелкие веточки. Борты у обоих блюд украшены «ивовой» рельефной плетенкой
61
62





Наименование: Блюдо с букетом и желтой розой


Год производства: Середина XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Полная. Диаметр 39,3 см; высота 6,5 см


Описание: Блюда и чашка с блюдцем для бульона имеею антикварную ценность как типичные изделия Мейсенской мануфактуры, созданное в середине - второй половине XVIII века. В декоре использованы традиционные приемы: ассиметрично расположенный крупный букет из различных садовых цветов и разбросанные по всей поверхности отдельные цветки, мелкие веточки. Борты у обоих блюд украшены «ивовой» рельефной плетенкой
63
64





Наименование: Большая чашка с блюдцем с цветочными букетами и незабудками


Год производства: Середина XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Диаметр блюдца 17 см, высота чашки 5,5 см 


Описание: Блюда и чашка с блюдцем для бульона имеею антикварную ценность как типичные изделия Мейсенской мануфактуры, созданное в середине - второй половине XVIII века. В декоре использованы традиционные приемы: ассиметрично расположенный крупный букет из различных садовых цветов и разбросанные по всей поверхности отдельные цветки, мелкие веточки. Борты у обоих блюд украшены «ивовой» рельефной плетенкой
65
66





Наименование: Две чашки с блюдцами


Год производства: 1765


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 5 см, диаметр блюдца 13,5 см 


Описание: На чашках и блюдцах изображены сцены в гавани, помещенные в картуши, которые чередуются с букетами в картушах. Характер росписи и клеймо типичны для изделий второй половины XVIII века. Украшение любой коллекции. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
67
68





Наименование: Две чашки с блюдцами


Год производства: XVIII век


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота чашки 4,8 см, диаметр блюдца 13,3 см 


Описание: Две чашки и блюдца с яркими полихромными букетами. Характер росписи и клеймо типичны для изделий второй половины XVIII века. Является достойным пополнением коллекции. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
69
70





Наименование: Шкатулка в стиле «Буль де неж»


Год производства:  Конец XVIII века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная роспись, лепка, золочение


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 9 см, диаметр 10,5 см 


Описание: Bulle de neige (фр. снежный шар) - название сорта калины, соцветия которой напоминают снежки. Этот дизайн, созданный, как ни удивительно, снова Иоахимом Кендлером, отразил игривый дух воздушного чувственного рококо и был воплощен в широком ассортименте посуды и аксессуаров.
71
72





Наименование: Парные пагоды


Год производства:  Начало XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Левая рука у женской фигуры закреплена с одной строны


Размер: Мужская фигура:15 см, женская фигура:15,5 см 


Описание: Изображения китайских божеств (обычно Хотея или Будды) начали изображаться на Мейсене с 1715 годов. Тогда это были статичные мужские фигуры, впоследствии Кендлер разработал фигуры с движущимися головами и руками. Интересна роспись костюма индианскими цветами.
73
74





Наименование: Банка с крышкой и декором «Красный дракон»


Год производства:  Начало XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 15,8 см, диаметр 10,5 см 


Описание: Банка с крышкой из сервиза «Красный дракон» с изображением двух драконов на тулове и двух птиц «феникс» на крышке. Начало темы «Красный дракон» в производстве Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
75
76





Наименование: Сухарница с флоральным декором и ручками в виде веток


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер:  Высота 11 см; основание 30 см х 21 см


Описание: Сухарница с плетенкой и полихромным изображением цветов относится к наиболее известным и популярным изделиям Мейсенской фарфоровой мануфактуры. В декоре использованы традиционные приемы середины XVIII века: ассиметрично расположенный крупный букет из различных садовых цветов и разбросанные по всей поверхности отдельные цветки, мелкие веточки.
77
78





Наименование: Овальное блюдо с головами баранов


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Незначительная склейка


Размер:  Высота 18,3 см; основание 38 х 22 см 


79
80

Наименование: Скульптурная группа «Портной на козле»


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Профессиональная реставрация


Размер: Высота 22 см, основание 14 х 7,5 см 


Описание: Фридрих Гауке, цыган, отбившийся от табора - легендарный камердинер, портной и немного лекарь графа Морица Брюля. Граф Брюль, директор знаменитого фарфорового завода в Саксонии, был страстным собирателем фарфора. Как-то его личный портной заметил, что завидует графу в том, что он будет присутствовать на очередном приеме у короля. Тогда Брюль пообещал портному сделать так, что и портной тоже будет присутствовать на королевском обеде. Эту идею граф осуществил следующим образом: скульптор И. Кендлер изготовил в фарфоре композицию, которая изображала козла и сидящего на нем верхом графского портного в пестром парадном костюме со всеми положенными ему атрибутами: ножницами, утюгом, подушкой для булавок, сумкой с образцами материи, пуговицами и т. п. Эта скульптура была выставлена на обеденном столе у короля и имела большой успех. Таким путем, не нарушая этикета, портной получил доступ к королевскому столу. Композиция имеет художественную, культурную и антикварную ценность
81
82

Наименование: СЕРИЯ 5 ЧУВСТВ: «Зрение», «Обоняние», «Осязание», «Слух», «Вкус»


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолотаа


Сохранность: Профессиональная реставрация


Размер:
1. Девушка, сидящая за столом - в. 12,5, осн. 7,4 х 8,8 см
2. Девушка, сидящая у стола в розовой с цветочками кофте - в. 13,7, осн. 8,1 х 10,5 см
3. Девушка, с птичьей клеткой - в. 14,5, осн. 8,2 х 9,4 см
4. Девушка с клавесином - в. 12, осн. 8,4 х 9 см
5. Девушка с зеркалом - в. 14,1, осн. 8,2 х 10,2 см  


Описание: «Пять чувств» - аллегорические композиции, отражающие основные органы чувств человека. В фигурах этой серии традиции рококо сочетаются с сентиментальными настроениями и с принципами классицизма, в частности, проявившиеся в строгой форме подножий с геометрическим орнаментом. Фигуры данной серии исполнены с характерным для конца XVIII века особым вниманием к деталям быта и очень точной передачей костюмов, скопированных с модных журналов. Все фигуры являются поздними повторениями моделей И. К. Шенхейта 1772 года. Сохранены все детали, но роспись является типичной для второй половины XIX века 
83
84






Наименование: Парные статуэтки «Виноделы»


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная роспись, лепка, золочение


Сохранность: Хорошая


Размер:  Высота 17,5 см


85
86



Наименование: Парные вазы для десерта «Кавалер и дама»


Год производства:  Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер:
Ваза для десерта с фигурой женщины: 17,5 ? 33 ? 21 см.
Ваза для десерта с фигурой мужчины: 20 ? 30 ? 24 см


Описание: Парные вазы для десерта относятся к очень характерным произведениям Мейсенской мануфактуры, в которых утилитарные посудные формы объединены в одно целое с элементами скульптуры. Подобные фигурные сосуды служили важным украшением парадного стола и обычно занимали центральное место в его сервировке. Крайне редки в паре. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
87
88


Наименование: СЕРИЯ «4 ВРЕМЕНИ ГОДА»: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»


Год производства: Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер:
«Зима»: высота 14,5 см, основание 9,8 ? 12,7 см;
«Весна»: высота 14,8 см, основание 9,7 ? 12 см;
«Лето»: высота 16 см, основание 9,3 ? 12 см;
«Осень»: высота 15,7 см, основание 9,2 ? 12,8 см


Описание: Характерное произведение Мейсенской мануфактуры середины XIX века, повторение модели конца XVIII века, когда в изображениях фигур преобладали образы сентиментально-пасторального характера. Аллегории времен года представлены как незатейливые, но трогательные сценки из сельской жизни, выполненные с вполне реальными бытовыми подробностями. Рекомендуем к приобретению. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
89
90



Наименование: Скульптура «Амур нищий» (в зеленом сюртуке)


Год производства: Середина XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 21,5 см, диаметр основания 9,7 см 


Описание: Фигура амура-нищего с желтовато-пурпурными крыльями на спине, в оборванной одежде и с костылями в руках является изделием Мейсенской фарфоровой мануфактуры второй половины XIX века. Она перекликается с фигурой амура-нищего из известной серии «Переодетые амуры», созданной в Мейсене в 1750-х годах, однако значительно отличается от образца XVIII века большими размерами, пластическим и образным решением. В отличие от игривых амуров XVIII века данная фигура ребенка исполнена с большим реализмом, ей присущи выразительность и сентиментальное настроение, и в целом произведение имеет особую привлекательность, всегда свойственную детским образам Мейсена.
91
92



Наименование: Каминные часы «Времена года» в фарфоровом корпусе в стиле рококо


Год производства: 2-я половина XIX в.


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Профессиональная реставрация ног фигур «Зима» и «Лето»


Размер: 45,5 ? 30,6 ? 14,3 см 


Описание: Часы в фарфоровом корпусе в стиле рококо на трех фигурных ножках с золочеными рокайлями украшены четырьмя фигурами детей, олицетворяющих Зиму, Лето, Весну и Осень и разнообразными лепными цветами, образующими венок вокруг циферблата и покрывающими большую часть поверхности часов и их нижней части. Одно из лучших творений Мейсенской фарфоровой мануфактуры. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
93
94



Наименование: Зеркало туалетное настольное в фарфоровой раме с подсвечниками


Год производства: Последняя треть XIX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота; металл


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота 73 см, ширина 43 см


Описание: Зеркало туалетное в фарфоровой раме в стиле рококо с двумя подсвечниками по сторонам украшено полихромными лепными цветами, двумя фигурками амуров вверху и двумя внизу, фигурками птиц и увенчано корзиной цветов. Зеркало относится к ряду наиболее сложных и эффектных произведений Мейсена и демонстрирует прекрасные пластические качества саксонского фарфора. Один из главных топ-лотов. Редчайший экземпляр. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
95
96



Наименование: Подсвечник с гасителем, украшенный растительным рельефом


Год производства: Конец XIX - начало ХХ века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, лепка, надглазурная роспись, позолота


Сохранность: Хорошая


Размер: Высота (общая) 14,5 см; диаметр основания 7 см


Описание: Подсвечник относится к ряду разнообразных предметов интерьера конца XIX века, имеющих лаконичную форму и деликатные золотые отводки. Главное украшение - ветки лепных цветков (незабудок). Комплект подсвечника и колпачка встречается редко. Будет хорошим экземпляром коллекции или достойным подарком. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
97
98




Наименование: Тарелка ажурная «Сельская тема». Живопись


Год производства: Начало XX века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, подглазурный кобальт, роспись надглазурная, золочение, цировка


Сохранность: Хорошая


Размер: Диаметр - 25,7 см


Описание: Характерное произведение Мейсенской мануфактуры начала XX века, повторение рисунка конца XVIII века, когда в изображениях преобладали образы сентиментально-пасторального характера. Выдающееся произведение Мейсенской фарфоровой мануфактуры.
99
100

Наименование: Столовый сервиз. Из коллекции Ольги Лепешинской


Год производства: Середина ХХ века


Страна, завод: Германия. Мейсен. Мейсенская фарфоровая мануфактура


Материал: Фарфор, полихромная подглазурная роспись, позолота


Сохранность: Потертость позолоты


Размер: Супница: высота с крышкой 33 см (1 шт.); салатник: 26 ? 26 см (2 шт.); соусник: 10,8 ? 28 ? 18 см (2 шт.); блюдо глубокое: диаметр 24,8 см (2 шт.); блюдо круглое плоское: диаметр 35 см (2 шт.); блюдо овальное большое: 49 ? 14,4 см (1 шт.); блюдо овальное среднее: 43,5 ? 31 см (1 шт.); блюдо овальное малое: 35,7 ? 27 см (1 шт.); блюдо круглое: диаметр 35 см (1 шт.), диаметр 34,3 см (1 шт.), диаметр 31,2 см (1 шт.), диаметр 27,4 см (2 шт.); тарелка: диаметр 23,5 см (14 шт.), диаметр 24,5 см (14 шт.), диаметр 21,7 см (12 шт.), диаметр 17,7 см (13 шт.), диаметр 16,5 см (8 шт.), диаметр 15 см (10 шт.).


Описание: Владелицей столового сервиза была прославленная балерина Ольга Лепешинская, великий талант которой признан огромным количеством поклонников. После смерти балерины осталось большое наследство, данный сервиз является его частью. Он состоит из 88 предметов: супницы, салатников, соусников, овальных блюд разных размеров, разнообразных тарелок – от крупных глубоких до маленьких десертных. Все полностью сохранны, кроме круглого плоского блюда, на котором имеются незначительные сколы. В полном комплекте встречается чрезвычайно редко. Экспертное заключение Научно-исследовательской независимой экспертизы им. П. М. Третьякова
101