ВЫСТАВКА ФАМИЛЬНОЙ ИКОНЫ ПУШКИНЫХ «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА»

К 175-летию приезда в Михайловское
Н.Н. Пушкиной с детьми



Икона «Воскресение Христа»
Конец XVIII в.
Дерево, масло
20,7 х 17,1 х 2,2 см









Традиционным изводом Воскресения Христова для Русской Православной Церкви является Сошествие во ад. На иконе из рода Пушкиных мы видим пример западной иконографии телесного Воскресения Христа, распространившейся в Европе в XIV – XVI вв., в России известной с XVII века; в синодальный период этот тип Воскресения активно распространялся по церквям Российской империи.

Иконографическим источником данного образа является гравюра, выполненная в 1716 году в Париже французским мастером Пьером-Энбером Древе (Pierre-Imbert Drevet) по картине художника Жана-Поля Андре (Jean-Paul Andre) 1711 года, с одним отличием: на иконе нет изображенных на гравюре Жен-мироносиц. Гравюра хранится в собрании Государственного Эрмитажа.

Большие алтарные образа аналогичного извода известны в церквях и соборах Санкт-Петербурга, Стокгольма (Швеция), Турку (Финляндия) и нескольких городов Франции.

Икона относится к лучшим образцам столичного академизирующего направления в иконописании конца XVIII века, рассчитанного на запросы образованных слоев общества.

Фрагмент оборота иконы с надписями орешковыми чернилами:

«Андрея (?) Пушкина/ а плечики белые» и «Благословила Надежда Пушкина/ при смерти своей внуку Марию Пушкину»

Две верхние полустертые строки являются типичной записью, уточняющей условия исполнения заказа иконописцем и могут относится к цвету риз Христа. Подобные уточняющие записи, начинающиеся именно с «а», часто встречаются на оборотных сторонах иконных досок того времени.

Две следующие строки написаны рукою Натальи Николаевны Пушкиной. Благодаря этой записи мы знаем имена двух владелиц этой иконы и обстоятельства перехода ее от матери поэта к его старшей дочери. Не исключено, что Надежде Осиповне икона досталась от ее матери или от кого-то из родственников-Ганнибалов - ведь заказчик иконы Андрей Пушкин был адьютантом Абрама Петровича Ганнибала и мужем его дочери Елизаветы. Благодаря надписи, сделанной Н. Н. Пушкиной на обороте иконы «Воскресение Христа», нам открывается новая реликвия, связанная с именем поэта. Безусловная ее ценность гораздо выше собственно музейной: в этой иконе мы заново обретаем духовную святыню рода Пушкиных-Ганнибалов.

В этом году исполняется 175 лет первого приезда в Михайловское Н. Н. Пушкиной и детей поэта. Это еще один повод вспомнить не только хозяйку Михайловского и мать поэта, но и его жену и дочь. В честь юбилея продлевается срок экспонирования мемориальной иконы.

Е.А.Ступина,
ведущий научный сотрудник музейных фондов, хранитель фонда ДРЖ




Выставка открыта с 19 по 26 июня 2016 г. в музее-усадьбе «Михайловское»


Дата создания: 15.06.2016 14:20
Дата обновления: 15.06.2016 15:45