ВЫСТАВКА «ХРАМЫ ЗЕМЛИ ПСКОВСКОЙ»
Из фондов Пушкинского Заповедника


Важнейшим достоянием Псковщины по праву можно назвать ее храмы, подобных которым нет нигде. Жизнь на рубежах Руси, безусловно, наложила свой отпечаток на архитектуру. В образах церквей и крепостных сооружений псковичи из поколения в поколение отображали свое понимание мира. Земля Псковская словно разговаривает с нами на языке своего зодчества.

Выставка «Храмы Земли Псковской» - это желание показать историческое и духовное богатство Псковщины во всем его многообразии. Работы известных мастеров живописи и графики и художников, только начинающих свой творческий путь, объединены в тематическую экспозицию, целью которой является передать любовь и уважение к родной земле, многократно подвергавшейся набегам и разорению, но всегда находившей в себе силы для воскрешения.

У каждого мастера свой Псковский край, будь то малая Родина или любовь с первой встречи и на всю жизнь. Гуляя по выставке, можно наблюдать, как белокаменные многокупольные псковские храмы сменяются деревянными церквушками и часовенками, затерявшимися в глухой провинции. Церковь Воскресения Словущего в деревне Теребени, утопающая в поздней августовской зелени уже уходящего лета, или Собор Святой Троицы, попирающий куполами серое, тяжелое небо Пскова. Выплывающий из тумана реки Великой остроносый корабль-остров, встречающий проезжих высокими мачтами колоколен храма Святого Николая, или же оторвавшаяся сверкающим кусочком синевы весеннего солнечного дня и опустившаяся среди высоких сосен Тимофеевой горки Покровская часовня.

Святогорский Свято-Успенский монастырь, представленный на работах нескольких художников, занимает особое место в судьбе Псковской Земли. Основанный по повелению царя Ивана IV в 1569 году, он издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он дорожил. У стен Успенского собора нашел свой последний земной приют и сам поэт.

Работая над драмой «Борис Годунов», Пушкин стремился к предельной исторической правдивости в изображении характеров своих героев. Он достигал этого, изучая Летописи, «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина и местные источники. Поэт пользовался архивом и библиотекой, которая находилась в светелке «братского корпуса» Святогорского монастыря.

Пушкин любил посещать святогорские ярмарки, где вслушивался в яркую и образную народную речь, запоминал и записывал «с натуры» наиболее интересное и характерное. Посещение этих ярмарок, наблюдения за жизнью обитателей и посетителей монастыря, встречи с юродивыми, рассказы странников о давно минувших событиях – «преданья старины глубокой» - нашли творческое отображение в творчестве А. С. Пушкина.

На выставке представлены работы художников П. П. Осовского, В. М. Смирнова, С. Н. Репина, Н. П. Фомина, П. А. Скайсткалнса, Б. А. Диодорова, С. С. Шумакова, А. Г. Умеренкова, Г. Н. Алексеева, Ю. А. Жулина, Г. Ельцова, Э. Зенчика, Е. А. Кошевой, П. Лернера, М. А. Лихой, А. В. Оболенского, М. В. Перхун, З. М. Сибгатуллина, С. А. Сиренко.





Выставка открыта с 2 января по 1 апреля 2016 года в выставочном зале с. Михайловского
Время работы: ежедневно с 09.00 до 17.00 (выходной - понедельник, вторник)


Виртуальная прогулка по выставке

Дата создания: 27.12.2015 12:00
Дата обновления: 27.12.2015 12:00