ВЫСТАВКА «В КРАЮ ВЕЛИКИХ ВДОХНОВЕНИЙ»
Живопись, графика и скульптура из собрания Пушкинского Заповедника
в Полоцкой художественной галерее (Беларусь)



Пушкинские места Псковской области, воспетые в бессмертных произведениях А. С. Пушкина, стали для целой плеяды художников-пейзажистов воплощением национального пейзажа России. Подобно барбизонцам, погрузившимся в мир французской провинции, пораженных ею, художники ХХ века открывали для себя Михайловское, «тот уголок земли», который давал возможность не только прикоснуться к пушкинскому Слову, но и почувствовать неяркую красоту природы северо-запада, уловить удивительную гармонию спокойных тонов местного пейзажа. А послевоенный период жизни музея стал «золотым веком» пейзажной школы Михайловского.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Алексей Константинович Соколов (1922–2001) познакомился с С. С. Гейченко в первые послевоенные годы, во время работы в Пушкинском Доме. В музей–заповедник Соколов приехал накануне 150-летия А. С. Пушкина и высоко оценил подвиг Хранителя по возрождению пушкинской усадьбы. Более чем за полувековой период служения искусству А. К. Соколовым было написано большое количество портретов, пейзажей, сюжетных картин.

Петербургского художника, действительного члена Петровской Академии искусств Дмитрия Петровича Бучкина (1927 г. р.) привел в Пушкинский Заповедник в начале 50-х годов его отец Пётр Дмитриевич Бучкин – известный художник Советской России. Первая семейная выставка художников в Пушкинском Заповеднике состоялась в 1957 году и произвела сильное впечатление на посетителей музея.

В 1958 году «открыл» для себя пушкинское Святогорье народный художник СССР, действительный член Академии Художеств СССР Петр Павлович Оссовский (1925-2015). И, полюбив эти места, возвращался сюда снова и снова: «… увиденное мною состояние покоя и благодать, царившие в природе, со временем превратились в поэтический символ пушкинской земли. С тех пор тригорские и михайловские нивы с монастырским храмом на Святой горе, освобожденной мною от плена вековых, разросшихся лип, завезенных на эту землю арапом Петра Великого, стали для меня живописным памятником, посвященным великому русскому поэту».

В начале 60-х, воплощая свой замысел - создать серии пейзажей, связанные с великими русскими писателями, приехал народный художник СССР Борис Валентинович Щербаков (1916-1996). Мастер стремился не просто написать пейзаж, но передать душевное состояние писателя, его настроение, а порой и судьбу.

Частым и желанным гостем в Пушкинском Заповеднике был заслуженный художник России Эдвард Яковлевич Выржиковский (1928-2008). С этюдником он обошел все самые потаенные уголки пушкинской усадьбы, выбирая неожиданные ракурсы и отражая состояние природы в разное время года, суток и погодных условий.

В 1957 году по инициативе Семена Степановича Гейченко в Пушкинском Заповеднике была организована летняя практика студентов живописного и графического факультетов Института художеств им. Репина. Поработать на пушкинской земле, отображая ландшафт, воспетый в произведениях великого поэта; иллюстрируя его произведения, было большой удачей для начинающих художников. У истоков основания ежегодной летней практики стояли известные советские художники, преподаватели факультета графики: народный художник РСФСР Василий Михайлович Звонцов (1917-1994), народный художник России Владимир Александрович Ветрогонский (1923-2002) и заслуженный деятель искусств Вадим Вячеславович Смирнов (1925-1990). С 1978 года студенческой практикой живописцев руководил действительный член Российской Академии Художеств, профессор мастерской монументальной живописи Института им. И. Е. Репина PAX, заслуженный художник России Сергей Николаевич Репин (р.1948).

В 1973 году в Михайловское приехал Виктор Ефимович Попков (1932-1974) и был зачарован спокойной, неброской красотой здешних мест. Пушкинское настроение художник почувствовал здесь особенно близко, тревожно и глубоко. И эта эмоциональная связь с поэтом позволила создать не «литературно-историческое» полотно, а личные, почти «исповедальные» картины.

Паломничество художников в пушкинские места в 70-е годы совершили мастер лирического пейзажа Владимир Павлович Кранц (1913-2003) и московский художник-маринист Василий Дмитриевич Ездаков (р. 1929). В 1974 году на работу в музей пришел художник, заслуженный работник культуры Борис Михайлович Козмин (р.1937) и проработал в должности хранителя музея-усадьбы в Петровском более 30 лет, воссоздавая музей-усадьбу предков А. С. Пушкина. Творчество Бориса Михайловича отмечается многожанровостью – литература, история, живопись, резьба по дереву.

В начале 1980-х для прохождения летней практики в Пушкинский Заповедник приехал Виктор Владимирович Лысюк (р. 1954). Волшебная красота Пушкиногорья и задушевное общение с Семеном Степановичем во время встреч в Михайловском, побудили ныне заслуженного художника Российской Федерации, действительного члена Петровской Академии наук и искусств, председателя правления Псковского регионального отделения Союза художников России навсегда связать свою жизнь с музеем.

В 2000 году Пушкинский Заповедник посетил ленинградский художник Александр Борисович Батурин (1914-2003), творчество которого остро индивидуально, но органически вписывается в одно из глобальных художнических мировоззрений искусства XX века. В природе он увидел простоту сложного и сложность того, что кажется простым. Гладь воды с отражённым спокойным небом может быть тончайшим образом нюансирована, а сложнейший объём древесной кроны сведён к простейшей пластической формуле.

С 2013 года в Пушкинском Заповеднике проходит пленэр «Объединения русских художников в Эстонии». В разное время года и при всякой погоде художники Айвар Рихранд, Эдуард Зеньчик и Владимир Бачу работали в усадьбах и писали – каждый в своей манере – интерьеры музеев, окрестные пейзажи и ландшафтные объекты Святогорья.

С момента возрождения музейных усадеб после Великой Отечественной войны присутствие художников на заповедной территории, их фигуры на фоне литературного ландшафта, стали визитной карточкой заповедника, а сам музей, по-прежнему, остается «краем великих вдохновений», лабораторией и кабинетом для Творца, как это было во времена Гения Пушкина. Здесь каждый день, каждое мгновенье продолжают жить в работах художников, одаривая зрителя очередной встречей с Прекрасным.



Выставка открыта с 3 октября по 10 ноября 2015 года в Полоцкой художественной галерее (Беларусь)


ФОТОРЕПОРТАЖ С ОТКРЫТИЯ

Дата создания: 30.09.2015 17:00
Дата обновления: 30.09.2015 17:00