ПОРТРЕТЫ ПУШКИНА. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА ХIХ-ХХ ВВ.
Совместный выставочный проект из собрания Пушкинского Заповедника
и Государственного музея А.С. Пушкина


В поисках Пушкина

Выставочный проект «Портреты Пушкина», подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина (Москва) совместно с Пушкинским Заповедником, представляет живопись и графику, книжные издания, а также ряд скульптурных произведений, объединенных одним героем, одним именем.

Хронологически выставка охватывает два столетия - от прижизненных изображений поэта до конца ХХ века. Двухвековой период (без Пушкина и – с ним!) отмечен разнообразием творческих поисков образа Поэта.

Трудно назвать имя большого художника России, который в своем творчестве не обращался к образу Пушкина: Кипренский и Тропинин, Айвазовский и Ге, Репин и Серов, Антокольский и Трубецкой, Фаворский и Кравченко, Петров-Водкин и Пластов, Аникушин и Белашова, Юон, Горяев, Шухаев, Ульянов, Попков, Оссовский, Обросов и многие другие.

В собрании Государственного музея А.С. Пушкина иконография поэта насчитывает около четырех тысяч произведений живописи, графики и скульптуры. Ядро коллекции составляют его прижизненные портреты. Среди них – гравюра Е.И. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника», и гравюра Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренского, послужившая фронтисписом для издаваемого А.А. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год». Растущая популярность Пушкина сказалась на интересе читателей к его личности, и гравюра Уткина положила начало целому ряду изображений поэта в печатных изданиях. Так, например, в «Невском альманахе на 1829 год» появилась гравюра Гейтмана с подготовительного рисунка А. Нотбека – «Пушкин и Онегин», вызвавшая известную эпиграмму автора романа. Среди изображений Пушкина последних лет его жизни большой интерес представляет гравюра Томаса Райта. Существует предположение, что портрет был заказан английскому художнику самим Пушкиным для готовившегося собрания сочинений. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года. «Обратите внимание, – писал о ней Репин, – чтo в наружности Пушкина отметил англичанин. Голова общественного человека, лоб мыслителя. Виден государственный ум». Ценным экспонатом является копия портрета Пушкина с оригинала О.А. Кипренского, выполненная неизвестным русским мастером в середине XIX века по заказу близкого друга Пушкина князя П.А. Вяземского. Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземского.

В многочисленных воспоминаниях о Пушкине, опубликованных после его смерти, современники стремились не только запечатлеть внешний облик поэта, но и показать его духовную красоту. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал автопортреты. Рисованные для себя и не предназначенные для широкой публики, они получили известность и были оценены лишь столетие спустя. Включены в состав выставки и опубликованные стихотворные обращения к Пушкину его современников - Д.В. Веневитинова и Н.М. Языкова, что также можно рассматривать как акт своеобразного портретирования. С конца Х1Х века Пушкин становится героем различных художественных произведений – рассказов, повестей и романов, пьес (таких, например, как пьеса М.А. Булгакова «Последние дни (А.С. Пушкин)».

Значительную часть иконографии Пушкина в собраниях двух музеев составляют работы художников второй половины XIX – конца XX веков. Эти ретроспективные изображения были созданы на основе изучения прижизненных натурных портретов Пушкина, его автопортретов, творчества и биографии. Все они несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно. На выставке представлены живописные и графические работы В.Н. Масютина, В.В. Фаворской, К.С. Петрова-Водкина, К.Ф. Юона, А.И. Кравченко, П.Я. Павлинова, А.З Иткина из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, а также произведения С. Мошина, М.В. Рундальцова, Н.П. Ульянова, А.И. Лактионова, П.Т. Фомина, Б. В. Щербакова, В.Е. Попкова, П.П. Оссовского и других художников из собрания Пушкинского Заповедника. Наибольшее количество портретов было выполнено в юбилейные 1937, 1949, 1987 и 1999-е годы.

Изображения Пушкина в печатных изданиях появились еще при жизни поэта. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П.В. Анненкова (1855) послужила гравюра Н.И. Уткина. В 1899 году П.П. Кончаловский (отец художника П.П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В.И. Сурикова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, братьев А.М. и В.М. Васнецовых, К.А. и С.А. Коровиных и многих других. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В.А. Серовым. Впоследствии практика использовать в качестве фронтисписа портрет Пушкина получила широкое распространение.

При жизни Пушкина не было сделано ни одного его скульптурного портрета. Статуэтка А.И. Теребенева стала первым из изображений поэта, созданных после его смерти. В экспозиции - модели памятников Пушкину работы Р.Р. Баха (установлен в Царском Селе в 1899), М.К. Аникушина (установлен в Ленинграде в 1957); работы А.И. Григорьева, О.К. Комова, Н.И. Нисс-Гольдмана, Е.Ф. Белашовой (памятник установлен в Пушкинских Горах в 1959) и других художников.

Мысль о возможности бесконечного постижения поэта была прекрасно выражена еще Белинским: «Пушкин принадлежит к вечно живущим явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное». Художественные поиски «своего» Пушкина продолжаются.

Организаторы выставки



Виртуальная прогулка по выставочным залам

Фоторепортаж с открытия