Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


Новое доменное имя сайта pushkinland.ru


МУЗЕЙ-УСАДЬБА «ТРИГОРСКОЕ»


Тригорское - «приют, сияньем муз одетый» - дом друзей А. С. Пушкина, место, ставшее для него вторым домом в годы михайловской ссылки. Обитателям Тригорского посвящены бесценные пушкинские стихи, здесь живо ощущаются тригорские реалии романа «Евгений Онегин».

Именным Указом Екатерины II в 1762 году земли Егорьевской губы, в состав которых вошло будущее Тригорское, были пожалованы лейб-гвардии Семеновского полка секунд-майору Максиму Дмитриевичу Вындомскому. Наивысший расцвет имения пришелся на вторую половину 18 века, когда владельцем и наследником с 1780 г становится его сын Александр. При нем происходит активное строительство на территории усадьбы хозяйственных и служебных построек. С любовью и знанием дела оформляется английский пейзажный парк. С 1813 по 1859 годы хозяйкой усадьбы становится его дочь - Прасковья Александровна, с семейством которой подружился А. С. Пушкин в годы михайловской ссылки, связав свою жизнь и творчество с этим местом. С начала 1820-х годов семейство Осиповых-Вульф перебирается из старого усадебного дома в здание бывшей полотняной фабрики. Старый усадебный дом сгорел в 1850-х годах, сохранились фундаменты дома и примыкавших к нему усадебных построек.

В сознании самих обитателей усадьбы, а позднее и первых паломников, дом в Тригорском воспринимался как «дом Лариных», а в чертах героев романа «Евгения Онегина» угадывались конкретные лица. Со временем отдельные уголки парка и некоторые деревья приобретают «статус» собственных имен: «аллея Татьяны», «ель-шатер», «дуб уединенный», «скамья Онегина», «береза-седло» и т д. Литературные названия уголков парка, мемориальные деревья воспринимаются, как воспетые поэтом. Они несут знак памяти о нем. С 1859 года наследником имения стал А. Н. Вульф. При нем активно велись строительные и ремонтные работы. После смерти А. Н. Вульфа в 1881 году была составлена «Опись недвижимого имения села Тригорского», где было названо 20 построек. После Вульфа, с 1884 года усадьба была сдана в аренду М. И. Пальмову, который заботился о сохранении пушкинских меморий.

В 1918 году тригорская усадьба была сожжена и разграблена.

Огромным культурным значением стало восстановление дома-музея тригорских друзей поэта Осиповых и Вульфов в 1962 году. Перед этим была проведена большая исследовательская работа. В 1978 году была восстановлена тригорская банька, в которой летом 1826 года А. С. Пушкин проводил время, общаясь с Н. М. Языковым и А. Н. Вульфом. В 1996 - 1998 годах были проведены работы по реставрации и реконструкции усадебных построек и парка Тригорского.



Дом-музей Осиповых и Вульфов

ДОМ-МУЗЕЙ ОСИПОВЫХ И ВУЛЬФОВ

Экскурсия по дому-музею начинается в буфетной, где рассказывается об истории дома друзей поэта. Этот дом - здание бывшей полотняной фабрики, которое хозяева приспособили под жилье в начале 1820 годов. Здесь представлены картина художника В. Мешкова 1916 года «Дом Лариных» в Тригорском, интерьер в доме Осиповых-Вульф художника В. Максимова 1899 года, копия плана дома, выполненная известным географом, внуком А. П. Керн Ю. М. Шокальским в 1924 году, старинные фотографии внешнего вида и интерьеров Тригорского дома конца XIX - начала XX веков.

В следующей затем столовой рассказывается о быте Тригорского, обитателях дома, их воспоминаниях об А. С. Пушкине. Представлены мемориальные вещи из Тригорского: медный самовар, две вазочки (итальянский фарфор с росписью), посеребренные подносы, столик резной (дуб, орех), холодильницы для шампанского из с. Голубово. Экспонируются копии рукописей романа «Евгений Онегин», стихотворных посланий, автопортреты и рисунки А. С. Пушкина, силуэты Анны и Евпраксии Вульф (неизвестный художник, копия); портрет А. И. Вульф (акварель неизвестного художника, копия); портрет Алексея Вульфа (акварель А. И. Григорьева, 1828 г., копия); копии писем А. С. Пушкина к П. А. Осиповой-Вульф.

В кабинете Алексея Николаевича Вульфа говорится об отношениях А. С. Пушкина и А. Н. Вульфа. Здесь представлены мемориальные вещи: кресло Вульфа, столик ломберный; умывальный прибор из с. Голубово (кувшин и тазик); книга Фихте «Назначение человека» с владельческой надписью: Вульф Берлин, 1800; шахматный столик (ампир, Россия, первая четверть 19 века). Экспонируются портрет А. Н. Вульфа (художник Н. Шаде, акварель, между 1829 и 1833 гг., копия); портрет А. Н. Вульфа (художник А. А. Багаев, 1841 г., копия); портрет Ф. Шиллера (гравюра Хопвуда, копия); портрет Байрона (художник Сандерс, гравюра Эдварда Финден, копия); портрет А. С. Пушкина (с гравюры Н. И. Уткина, вторая половина 19 века); портрет Н. М. Языкова (литография Мюнстера, 1860-е гг., по рис. А. Хрипкова, 1829).

В следующей затем комнате Евпраксии Николаевны Вульф рассказывается о взаимоотношениях Пушкина и Е. Н. Вульф, когда она была для Пушкина «полувоздушной девой», очень милой, непосредственной и шаловливой - «предмет стихов моих невинных, любви приманчивый фиал...». Здесь представлены мемориальные вещи: силуэт юной Е. Н. Вульф (неизвестный художник); подарки Пушкина - чернильница, шкатулка, ковшичек для жженки; часы из Тригорского.

В гостиной, где обитатели Тригорского музицировали, где А. С. Пушкин читал свои стихи, представлены мемории: каминные часы из Тригорского, картины из Тригор