Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


Новое доменное имя сайта pushkinland.ru


«УСАДЕБНЫЙ МИР В ЦВЕТЕ ТЕНЕЙ» В СИЛУЭТАХ НАТАЛЬИ АКСЁНОВОЙ

В поэтическом цикле выставки под названием «Усадебный мир в цвете теней» силуэтные композиции Натальи Аксёновой, научного сотрудника Пушкинского Заповедника, члена Союза художников Российской Федерации и Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП Юнеско, являют собой одну из граней её творчества.

За что бы она ни бралась, её изобразительное прочтение неизменно поражает своей серьезностью, искренностью и глубиной. На что бы Наталья Антоновна ни обращала свой взор, она настойчиво зовет нас остановиться и вдумчиво всмотреться. Отпечаток серьезности лежит и на портретах, и на жанровых картинах, и на иллюстрациях к пушкинским произведениям, где его герои действуют, выражая свои страсти и чувства.

Сухие и строгие, на первый взгляд однообразные и безжизненные силуэты Натальи Аксёновой пленяют нас своей интимностью, таинственной недоговоренностью и тонкой грацией. Черная линия на белом листе бумаги – вот простейший элемент, из которого создан художником мир теней. Он полон своеобразной прелести усадебного бытия времен эпохи Просвещения и Пушкина.

Главное, чего требует силуэт как искусство – высокого уровня мастерства художника. И хотя силуэт мало подвижен, он верен традициям, уходящим в далекое прошлое. Порою еле заметными, но все же очевидными нитями, он связан с седой древностью: и с наскальными петроглифами, и с египетскими фресками, с античной вазописью.

У истоков русского силуэтного искусства графики стоял Федор Петрович Толстой, которого Пушкин мечтал увидеть иллюстратором своих произведений. Предпринимая в 1825 году издание стихотворений, поэт собирался заказать ему виньетку и писал из Михайловского в Петербург брату Льву Сергеевичу и Петру Плетневу: «Что, если б волшебная кисть Ф. Толстого?». В это же время поэт упомянул в IV главе «Евгения Онегина» о «чудотворной кисти» художника.

Магия силуэта по-прежнему привлекает многих художников, так как этот вид графики пробуждает воображение и мысль. И об этом красноречиво говорят представленные к обозрению четырнадцать композиций Натальи Аксёновой, выполненных в технике классического силуэта. В их основе заложено жизнеутверждающее начало, которое со времени Пушкина составляет живую традицию литературы и искусства.

Второй раздел авторской выставки, названный «Знакомцы давние, плоды мечты моей», посвящен героям пушкинских произведений в стихах и прозе. Здесь и бояре Пушкины, и Петр I, и Ибрагим Ганнибал, и графиня D, и Наталья Ржевская. Здесь и Мазепа, и Мария Кочубей, и Онегин, и Татьяна, и Ленский, и Германн, и пиковая дама Анна Федотовна Томская.

Созданные литературные образы в Михайловском, Болдино, Петербурге, где возникал тот «незримый рой гостей, знакомцев давних», являющихся «плодом мечты» поэта-творца, предстают в изобразительном отображении.

Многогранность художественных дарований Натальи Аксёновой вылилась в написании иллюстраций в разных техниках академического стиля – в живописи, графике и в жанре Trompe l’oeil (тромплёй).

Л. В. Козмина, к.ф.н., хранитель музея-усадьбы Ганнибалов, предков А. С. Пушкина








2 января – 31 декабря 2021 года

Музей-усадьба «Петровское»

10.00–17.00

Выходной: понедельник

Взрослые – 50 руб., дети – 30 руб.

12+



Поделитесь новостью

Дата создания: 29.12.2020 12:00
Дата обновления: 29.12.2020 12:00
Во время посещения сайта «Пушкинский Заповедник» вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. (Предупреждение исчезнет через несколько секунд) Подробнее