Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина «Михайловское»


«...ЛЮБЛЮ ОТ БАБУШКИ МОСКОВСКОЙ Я ТОЛКИ СЛУШАТЬ О РОДНЕ...»

Выставка живописи Виктора Лузанова к 200-летию со дня смерти М. А. Ганнибал


Виктор Мефодьевич Лузанов, чьи работы представлены на выставке, значительную часть своей творческой биографии посвятил созданию изобразительной пушкинианы. По картинам Виктора Лузанова можно в визуально увлекательной форме проследить те волнующие перипетии, которые переживал род Пушкиных, явивший миру великого поэта. Предоставляя зрителю живописный «рассказ» о роде Пушкина, В. М. Лузанов с трепетным вниманием воссоздаёт детские годы Пушкина, не забывая показать, в какой семейной и литературной среде проходило становление поэта, начинался его жизненный и творческий путь…

Прежде чем приступить к созданию изобразительной пушкинианы, В. М. Лузанов прошёл серьёзную академическую школу живописи. В 1964-ом году он окончил Саратовское художественное училище. Профессионально обучался в мастерской К. С. Симонова, В. А. Гурова, В. Н. Бадаква. В 1968-ом году он становится членом Союза художников СССР.

Живописная пушкинина Лузанова, интерес к роду и биографии Пушкина начинается с города Липецка, куда художник переехал из города Волоконовка в год окончания художественного училища. В Липецке Виктор Лузанов много работает над картинами, раскрывающими батальную тему, создаёт работы, посвящённые Великой Отечественной войне. Параллельно у художника вызревают замыслы живописной пушкинианы, и в 1984-ом году В. М. Лузанов приступает к созданию живописной серии «Липецкая родословная Пушкина».

Один из центральных сюжетов «Липецкой родословной» связан с «липецкой капитанской дочкой», бабушкой поэта, Марией Алексеевной Ганнибал, урожденной Пушкиной. Она дочь капитана Алексея Фёдоровича Пушкина. Далее по картинам Виктора Лузанова можно буквально проследить условия, обстоятельства и события в семье Ганнибалов - Пушкиных, которые предшествовали рождению великого поэта.

На Липецкие железоделательные заводы пребывает Осип Ганнибал, сын знаменитого Абрама Петровича Ганнибала. Осип Ганнибал влюбляется в юную Марию Пушкину, ухаживает за ней. «Ухаживания пылкого моряка были встречены благосклонно…», и вскоре отец выдаёт дочь Марию Алексеевну Пушкину за Осипа Ганнибала. Венчание состоялось в липецкой Вознесенской церкви.

Однако, горячая африканская кровь Осипа Ганнибала со временем даёт о себе знать. Проявляется его крутой нрав, начинаются семейные скандалы… К тому же выясняется, что Осип Ганнибал вступил в брак, не спросившись отца, что по тем давним временам было беспрецедентным самоволием (картина «С мольбой и покаянием»). В результате множества семейных неурядиц Мария Алексеевна Ганнибал расторгает отношения с супругом и скрывается с дочерью в тихом дворянском имении Захарово, где сегодня находится Государственный музей А. С. Пушкина. У дочери Марии Алексеевны – Надежды Осиповны Ганнибал родился сын, Александр Сергеевич Пушкин. Детство гениального поэта прошло в Захарово, которому посвящены строки:

Мне видится мое селенье,
Мое Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею душистой
Зерцалом вод отражено…

В. М. Лузанов пытается передать в своих работах ощущение светлой атмосферы детства Пушкина, «где с первой юностью младенчество сливалось…». Представленные картины подробно прослеживают жизнь семьи Пушкиных в Захарово. Захаровское детство сменяется порой учёбы Пушкина в Царскосельском лицее.

Одна из центральных картин выставки, посвящённых Пушкину-лицеисту, - «На публичных экзаменах». Языком красок Виктор Лузанов повествует о том, как тогдашний признанный литературный мэтр, Гавриил Романович Державин, прибыв на лицейский экзамен 8-го января 1815-го года и услышав, как юный Пушкин читает своё стихотворение «Воспоминания в Царском селе», творчески напутствует и благословляет юного поэта, разглядев в нём восходящую звезду на русском поэтическом небосклоне.

Особое место среди работ выставки занимает картина «В Михайловском», воссоздающая встречу Пушкина с бабушкой Марией Алексеевной летом 1817-го года в Михайловском.

В своих увлекательных наблюдениях, как над родословной поэта, так и над его первыми шагами в судьбе, художник никогда не остается равнодушным. Он не просто отслеживает те или иные события, а стремится передать языком линий и красок всю мощь африканской натуры Ганнибалов, а также неизменное величие русского дворянского рода Пушкиных. Не случайны яркие цвета на работах Лузанова. Игра красного, чёрного и белого, словно бы подчеркивает характерные особенности двух родовых ветвей, давших миру первого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина.









С 9 декабря 2018 г. по 1 марта 2019 г.

Анфилада выставочных залов Научно-культурного центра (1 этаж)

09.00-17.00

Выходные: понедельник, вторник

10-20

6+






Дата создания: 18.11.2018 16:00
Дата обновления: 18.11.2018 16:00
Мы используем cookie!
Подробнее